Чему СМИ России могут поучиться у Намибии: 5 уроков

5589457538_5083f87efe_b
Фото: flickr.com

Чтобы лучше понять ситуацию в своей стране, полезно сравнить ее с другой. Иногда параллели можно найти между самыми неожиданными странами. Преподаватель университета Намибии Робин Тайсон рассказал корреспонденту журнала “Журналист”, как работают новые медиа в этой стране. Оказывается, нашему медиарынку есть чему поучиться у намибийского.

kuschukВалерия Кущук

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №11/2015


Организации «Репортеры без границ» и Freedom House считают, что в целом СМИ в Намибии функционируют без существенных ограничений со стороны властей, однако у правительства есть определенное влияние на общественное вещание.

Намибия получила независимость в 1990 году, то есть формально наши страны практически ровесницы. На тот момент только две из восьми основных газет были независимыми, остальные находились под контролем политических партий.

Сейчас СМИ страны делятся на три условные группы: независимые (частные), принадлежащие государству и связанные с политическими организациями.

В чем-то эта южноафриканская страна отстает от других развивающихся стран, в чем-то обходит их. Мы изучили, какие уроки можно извлечь российским масс-медиа из опыта Намибии.

Untitled

 

1. Снимайте “сливки” с тех, кто все еще покупает печатные версии газет

По словам Робина Тайсона, за последние годы в Намибии заметно выросло использование Интернета: это произошло в связи с распространением электричества. Сейчас Интернетом пользуется 350 тысяч человек из 2,2 млн населения, примерно столько же людей живет в столице страны Виндхуке.

В Африке люди гораздо чаще пользуются не персональными компьютерами, а мобильными телефонами и смартфонами, и Намибия не исключение. Смартфон не требует того, чтобы сидеть у розетки, когда им пользуются, — но его нужно заряжать. Жители деревень делают это в городе, и потом пользуются заряженным телефоном один-два дня дома.

Вместе с ростом популярности мобильного интернета все больше жителей страны заводят аккаунты в Facebook: сейчас две трети интернет-пользователей в Намибии пользуются этой социальной сетью.

Учитывая это, газеты Намибии выкладывают весь контент печатного издания на сайт, но спустя несколько часов после того, как оно появляется в продаже. Это сделано, чтобы все, кому действительно нужны свежие новости, купили газету рано утром. По словам Робина Тайсона, в том, чтобы публиковать весь контент на сайте сразу же, нет смысла: за него нужно платить так же, как за газету. Узнав, что многие российские газеты выкладывают свой контент в полночь, за несколько часов до того, как номер поступит в продажу, исследователь возмущается: «Это имеет еще меньше смысла».

 

2. Не тратьте ресурсы на разработку мобильных приложений, если ваша аудитория привыкла читать новости на сайте

По словам Робина Тайсона, несмотря на то, что у многих интернет-пользователей есть смартфоны, мобильные приложения для чтения новостей не очень популярны, и местные медиа не разрабатывают их, экономя средства.

Несколько лет назад одна из местных медиакомпаний разработала приложение, позволяющее следить за ходом выборов, но оно не завоевало большой популярности.

Вместо этого издания в Намибии вкладываются в разработку сайтов для смартфонов.

 

3. Пускайте в ход любой пользовательский контент — даже фото неправильно припаркованных машин

Газеты Намибии активно используют пользовательский контент: например, твиты и смс-сообщения, присланные читателями в редакцию. Иногда редакция задает читателям вопрос и потом публикует ответы на него. Иногда журналисты собирают контент, связанный с каким-то событием, свидетелем которого стали люди.

Президент Намибии получил в США какую-то награду — собирают комментарии вроде «вы молодец, господин президент» или «пусть он лучше вернется в Намибию и начнет заниматься нашими проблемами».

Но чаще читатели сами присылают в редакцию свои сообщения. Одна из газет регулярно публикует фотографии неправильно припаркованных машин — это фотографии, присланные читателями или найденные в социальных сетях.

2015-10-07 13-51-55 The Namibian

Комментарии к публикациям намибийцы тоже оставляют, но, в основном, в Facebook. На сайтах газет нужно регистрироваться, и не все готовы тратить на это время.

Пару лет назад намибийский журналист Джон Гроблер (John Grobler) подал в суд на газету Namibia Today за то, что в одной из ее статей его назвали бывшим сторонником движения ку́фут. Быть сторонником куфут означало состоять в партизанском движении, поддерживаемом ЮАР и боровшимся против местного населения. (У ЮАР несколько десятилетий был мандат на управление Намибией). Гроблер выиграл дело, и суд решил, что с тех пор любая запись в интернете приравнивается к официальной публикации.

Это накладывает некоторые ограничения на то, что люди могут писать в социальных сетях и в комментариях на сайте. Однако, в отличие, например, от соседней Замбии, здесь не преследуют людей за то, что они критикуют власть в Интернете.

 

4. Обратите внимание на разное медиапотребление между жителями села и города, и меняйте свою стратегию соответственно

Намибия — одна из самых больших и богатых стран Африки. При этом она занимает одно из первых мест на континенте по разнице в состоянии самых бедных и богатых граждан по коэффициенту Джини, который рассчитывается Всемирным банком. Ситуацию можно сравнить с Бразилией, где богатые красивые дома соседствуют с бедными фавеллами.

Примерно две трети населения страны живут в деревнях. При этом горожане гораздо больше пишут комментарии на страницах газет в Facebook, присылают им сообщения и фотографии с мест событий, свидетелями которых они стали.

Жители городов и деревень потребляют и разные новости. Горожане читают газеты на английском или немецком языке, где пишут про коррупцию и другие проблемы страны. Жители деревень, которые говорят не на английском или немецком, а на африкаанс, хереро или овамбо, могут слушать только общественное радио на одном из этих языков, — однако, по словам Тайсона, оно освещает не “настоящие” новости, а официальные: что сделал президент, что сделала жена президента и так далее.

 

5. К свободе слова нужно привыкать

Как рассказывает Робин Тайсон, некоторые сообщения пользователей, появляющиеся в СМИ, у намибийских чиновников вызывают недоумение и недовольство. «Я президент страны, как они смеют так со мной разговаривать, так обращаться ко мне», — объясняет исследователь логику чиновников. Однако жителей страны это, похоже, не смущает, и они пользуются своим правом «так разговаривать» с чиновниками.

По словам Тайсона, это логика советской модели развития: Политбюро принимает решение — население благодарит его за это.

Советский союз поддерживал, среди прочих, освободительные движения, боровшиеся против «белых режимов», в Намибии, Мозамбике и Зимбабве. Эти страны были эпицентром советско-американской «холодной войны» на африканском континенте. Намибия, Мозамбик и Зимбабве не получали поддержку от Соединенных штатов или Великобритании. Поэтому, в частности, жители Намибии, как говорит Робин Тайсон, до сих пор дружелюбно относятся к России. В последние годы к этому добавилась симпатия к Китаю и Северной Корее.

Где-то советская модель в Африке сейчас более сильна, как, например, в Зимбабве, где президентом остается диктатор Роберт Мугабе, но где-то она уже потеряла былую мощь.

 

СПРАВКА

robin2Робин Тайсон (Robin Tyson) родился в Великобритании. Когда он был подростком, его семья переехала в ЮАР, а затем в Намибию. Сейчас он преподает в Университете Намибии теорию медиа, законодательство, этику и практические аспекты работы в этой области.