Геймификация СМИ: новости, в которые играют люди

Спецпроект Al Jazeera предлагает читателям самим заняться расследовательской журналистикой и выследить пиратов у побережья Сьерра-Леоне - в игровой форме
Спецпроект Al Jazeera предлагает читателям самим заняться расследовательской журналистикой и выследить пиратов у побережья Сьерра-Леоне — в игровой форме

Игровые механики продолжают проникать во многие сферы нашей жизни, и журналистика не стала исключением. Все больше сотрудников СМИ получают технические компетенции или учатся взаимодействовать с отделом программистов для того, чтобы делать поистине вовлекающие, развлекающие и глубоко объясняющие тему истории. Истории, в которые можно поиграть.

Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond The Headlines (“Российская газета”)

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №03/2015


За несколько дней до церемонии награждения премии “Оскар” на сайте “Медузы”, прямо в основной контентной ленте, появилась игра. Читателям дается 60 секунд и набор сменяющих друг друга фотографий актеров и актрис. Вопрос простой: есть ли у него или нее “Оскар” за роль первого или второго плана? Кликаешь на одну из кнопок, картинка меняется, счет обновляется. Угадал — дают 2 очка, ошибся — вычитают 3. В конце можно сравнить свой результат с остальными игроками и поделиться им в социальных сетях.

game0

Эта игра ярко отражает суть процесса геймификации, то есть внедрения игровых механик, в медиа. Она достаточно простая, чтобы быть интересной для массовой аудитории, она виральна, она требует от читателя вовлечения, она создает искусственное напряжение за счет ограничения по времени. Наконец, она заставляет играть в себя снова и снова, чтобы улучшить результат. Очень важный для многих игроков элемент — таблица рекордов — также присутствует. Самое главное — игра напрямую привязана к конкретному новостному поводу, она актуальна.

В условиях, когда у читателя есть выбор: пообщаться с друзьями в мессенджере, пролистать смешные фотографии кошек, посмотреть очередной сериал, поиграть в приставку или почитать свежие, но такие скучные новости, — СМИ придумывают все новые способы для того, чтобы сделать новостную повестку более конкурентоспособной по сравнению с морем альтернативного контента. Они осваивают новые форматы, и игры становятся одним из самых эффективных.

Индустрия видеоигр в целом демонстрирует феноменальный рост: уже несколько лет выручка от продажи игр для компьютеров, приставок, телефонов и планшетов превышает доходы киноиндустрии. Получается, что как минимум с экономической точки зрения, именно игры становятся важнейшим из искусств современного общества.

Как вовлекать?

Проблема, с которой издатели и журналисты столкнулись в интернете, заключается в том, что онлайн-среда не дает достичь такой же степени погружения читателя в новостной контент. Это в газету они “ныряли с головой”, не реагируя на окружающий мир. Пару лет назад одна из бельгийских газет даже сняла небольшой видеоролик, в котором дала представителям трех крупнейших рекламодателей машину с личным водителем и газету — и попробовала их отвлечь разными способами. За окном проезжал индеец на мотоцикле, дорогу переходил космонавт с чемоданом, а кабриолет с медведем за рулем подъехал к машине вплотную. Ничего не сработало: рекламодатели продолжали читать любимое издание.

В интернете эта магия не работает — когда читатель в одном клике от того, чтобы уйти к конкурентам, когда его может отвлечь любое всплывающее оповещение о новом сообщении или записи в блоге, его вниманием становится крайне сложно завладеть. По данным всемирной газетной ассоциации (WAN-IFRA) за 2013 год, пользователи интернета тратили всего 1% своего времени на чтение новостного контента.

Как же вовлечь аудиторию? Приходится играть по правилам интернета: быстрее, смешнее, социальнее, интерактивнее. И игры, которые вызывают живое участие аудитории, заставляют читателей проводить больше времени на странице, улучшая качественные показатели сайта.

По словам журналиста и дизайнера игр Флорена Морина, от сюжета в виде игры очень сложно отвлечься, по сравнению с обычным текстом. “Если вы остановитесь на середине, получается, что вы проиграли. Или, по крайней мере, вы не увидели свой финальный результат. Это очень сильная механика удержания внимания — пользователь делает шаг за шагом, и в итоге доходит до конца”, — говорил Морин в интервью блогу WAN-IFRA.

Рассказывать, играя

На сайте РИА “Новостей” играм посвящен целый раздел: http://ria.ru/games/. К сожалению, с начала 2014 года он обновляется крайне редко, но новые игры появляются там до сих пор: например, в феврале 2015 была опубликована викторина “Что вы знаете о Ялтинской конференции?”. Остальные игры тоже достаточно простые: нужно вписать имена ньюсмейкеров года или определить, принадлежит та или иная вещь Путину или Медведеву.

Игры и РИА “Новостей”, и “Медузы”, конечно, обеспечивают приятное времяпрепровождение, но несут в себе, прямо скажем, не так уж много именно информационной, журналистской составляющей. Зарубежные издания продвинулись на ниве использования игровых механик в сторителлинге значительно дальше.

Спецпроект Al Jazeera

Например, телеканал Al Jazeera спродюсировал в 2014 году целое интерактивное расследование о пиратах, занимающихся незаконное рыбной ловлей в Сьерра-Леоне, под названием “Пиратская рыбалка”. Игроку предстоит сыграть роль молодого репортера, который проводит журналистское расследование, общается с разными персонажами и собирает улики и факты для своего материала. На самом деле, все расследование уже успели провести корреспонденты Al Jazeera. Однако за счет грамотной порционной подачи материала у игрока возникает иллюзия, как будто он тоже подключается к расследованию, помогает сопоставить и рассортировать данные, подметить детали, продвинуться дальше по сюжету. За успешные действия начисляются очки, дополнительная активность поощряется значками-бейджами.

game1

Фактически это новая, партиципаторная журналистика, которая предполагает живое участие читателя в повествовании. “Когда мы услышали о геймификации и начали читать об этом явлении, быстро пришло ощущение, как будто зажег лампочку. Все это пришлось очень кстати к тому, что мы делаем во время обычных съемок”, — рассказала Джулиана Руфус, журналист Al Jazeera и автор проекта “Пиратская рыбалка”, в интервью блогу WAN-IFRA.

В оригинале “Пиратская рыбалка” была обычным документальным телефильмом из двух частей, однако, по словам Джулианы Руфус, ощущения, которые она испытала после того, как расследование было завершено и принесло реальные результаты, были настолько сильными, что она захотела поделиться ими со зрителями — так родилась идея игры.

game3

Результаты оказались впечатляющими: 80% игроков оказались новыми посетителями для сайта Al Jazeera — фактически, один проект позволил привлечь немалую новую аудиторию и конвертировать ее часть в постоянных посетителей.

Другой впечатляющий пример на пересечении игры и журналистики — “Проект Сирия”, который позволяет виртуально прогуляться по улицам крупнейшего сирийского города Алеппо и… испытать на себе, что значит взрыв бомбы в центре населенного пункта.

Флорен Морин, создавший еще один проект на пересечении журналистики и игр, “Восстанавливая Гаити”, в котором игрокам придется принимать непростые решения о будущем разрушенного землетрясением острова, считает, что он не занимается геймификацией. “Геймификация — это взять что-нибудь, что игрой не является, и попытаться сделать так, чтобы оно выглядело как игра, добавив таблицу результатов и поощрительные значки”, — объяснил Морин в интервью блогу WAN-IFRA. По его словам, сам он занимается именно разработкой игр, которые имеют значение для журналистики, несут в себе серьезную информационно-новостную составляющую.

“Восстанавливая Гаити” могла бы стать очередным качественным мультимедийным лонгридом о трудностях, с которыми столкнулись власти страны, разбираясь с последствиями разрушительной природной катастрофы. Однако в сюжете пристутсвует важный игровой элемент — игрок на определенном этапе сам решает, на что потратить деньги или к кому обратиться за помощью, выбирая из двух-трех вариантов. Каждый из них имеет как краткосрочные, так и долгосрочные последствия, и авторы подробно объясняют их. Тут уж волей-неволей почувствуешь персональную ответственность за будущее Гаити.

game2-7

“Основные проблемы, с которыми столкнулась Гаити, заключались в том, что большинство государственных решений были сделаны для получения быстрых результатов, власти не задумывались о далеко идущих последствиях, которые во многом были ужасными и еще более разрушительными для страны”, — рассказал Морин в блоге WAN-IFRA. Так что и варианты выбора для игрока были спроектированы так, чтобы он часто ошибался, выбирая, казалось бы, логичный для текущего момента времени вариант, не задумываясь о его потенциальном отложенном вреде.

Социальная ответственность

Закономерность в выборе тем зарубежными изданиями для своих геймифицированных проектов нетрудно заметить. Все они решают не только сиюминутную потребность издателей в более глубоком вовлечении читателей в свой контент — любыми средствами. Такие проекты выполняют более важную журналистскую и гуманитарную функцию: они пробуждают интерес широкой аудитории к социально значимым темам. Проще говоря, такая интерактивная встряска заставляет отвлечься от созерцания котиков в фейсбуке и обратить внимание на действительно важные для человечества проблемы.

Наверняка достойные для геймификации темы можно найти и в нашей, российской действительности. Возможно, именно ваше издание станет первым, кто создаст проект в жанре геймифицированной журналистики на российском рынке?

Читайте также: Как создать мультимедийный лонгрид

Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы получать последние новости и краткие переводы лучших зарубежных статей о журналистике и новых медиа:

https://www.facebook.com/mdtlbx

https://twitter.com/mdtlbx

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>