Как противодействовать троллингу и агрессивному поведению в сети

На этом архивном фото автор статьи и редактор этого блога примеряют на себя личины троллей
На этом архивном фото автор статьи и редактор этого блога примеряют на себя личины троллей

Проблема агрессивного поведения в сети волнует многих и на разных уровнях. Исследователи фиксируют всё более изощренные формы интернет-издевательств и анализируют последствия таких действий. И журналисты в сети, и рядовые пользователи сталкиваются с различными проявлениями сетевого хамства или изощренных провокаций, результатом которых могут быть как мелкие волнения, так и вполне серьезные психические травмы, способные довести до суицида. Как бороться с негативом в комментариях к вашим материалам в сети? Как распознать сетевого тролля и эффективно противостоять его атакам? Попробуем разобраться.

Максим Корневдоцент кафедры ТРИТ факультета журналистики, Институт массмедиа РГГУ

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №11/2014


Троллинг – это публикация заведомо провокационных сообщений для получения негативной реакции пользователя. В такой ситуации человек провоцирует человека или группу людей. Сетевые тролли также могут действовать группами и проводить скоординированные или случайные психологические атаки.

Тролль стремится получить от своей жертвы эмоции, которыми он тешит своё самолюбие, показывает превосходство над жертвой. Живой отклик собседника – это «еда» тролля, его «лулзы». То есть возможность получить удовольствие от удачной атаки или просто повеселиться самому и развлечь публику (just for lulz).

Есть немало других определений понятия, самые любопытные из которых содержатся в энциклопедиях сетевого фольклора Lurkmore и Netlore.

Изначально слово «троллинг» (trolling) – это способ рыбной ловли на движущуюся приманку. Аналогия верна и для сетевых реалий: тролль закидывает приманку-провокацию и ждет, пока на неё «клюнет» пользователь, вступив с ним в диалог.

Троллинг многолик: помимо провокации на негатив, существует также провокация на позитив – «эльфинг». Когда вежливостью и нарочитыми комплиментами можно вызвать бурю негодования. Если троллей много и действия скоординрованы – это «набег» или «рейд».

Не стоит путать с троллингом стёб или глумление (так как не всегда связаны с людьми, а троллинг требует реакции жертвы). Некорректно называть троллингом обычное сетевое хамство, грубость и неадекватность. Равно как случаи преследования в сети и навязчивых угроз (кибербуллинг). Хотя, если не фокусироваться на нюансах, то можно все эти явления именовать частным случаем «троллинга». Ведь называют же чуть ли не каждое публичное высказывание, стремящееся привлечь внимание, «пиаром». Who cares.

Цели троллинга

Что есть троллинг, а что нет, дают понять цели троллей. В чистом виде троллинг не преследует никаких целей, кроме как с помощью жертвы развлечься. Найти людей, поддающихся на провокации («еда»), разжечь конфликт (холивар) и вытащить яркие эмоции («доставить лулзов»). Чем резче и обильнее эмоции жертв, тем «вкуснее». Это классическая схема троллинга, где сам процесс приносит троллю удовольствие.

У сетевых троллей могут быть совершенно разные цели, в том числе и вполне корыстные, связанные с властью, влиянием или финансовым интересом. Если быть последовательным, то следует относить к троллингу только действия, которые изначально были направлены на безудержное веселье и не преследовали корыстных целей. Иные же действия, использующие тот же инструментарий, корректнее называть практиками черного PR или черной риторики.

Мотивация тролля может быть самой разнообразной, и здесь широкое поле для исследований в области психологии. Но чаще всего троллем движут вполне понятные человеческие чувства. Это могут быть как комплексные личные психологические проблемы и травмы, так и простые эмоции и их проявления: тщеславие, скука, зависть, ненависть, желание мести, борьба со страхами и прочее.

Кто троллит: оттенки серого 

Портрет тролля абсолютно нетипичен, поскольку троллинг – это формат общения, который может использовать человек любого возраста, социального статуса и уровня интеллекта.

На низшем, базовом уровне троллингом занимаются молодые люди школьного возраста. В сети их часто именуют неблагозвучным словом «школота» (что как бы намекает на «гопоту»). «Слабоумие & отвага» – этот интернет-мем мог бы стать ярким определением их стиля поведения. Такой троллинг часто балансирует на грани примитивного хамства и состоит из комбинаций уже существующих шуток, подколок и мемов.

К низшей «касте» можно также отнести так называемых троллей-ботов. То есть людей, которые своим поведением напоминают программы, написанные по алгоритмам. Они предсказуемы и унылы чуть менее, чем полностью. Нередко эти люди работают на кого-то и выступают в роли живых посредников, работающих по инструкциям. Удачные атаки среди таких троллей, скорее, исключение, чем правило. Но таких персонажей много, тысячи их. Типичных троллеботов можно встретить в комментариях оппозиционных политиков (например, в блоге оппоизиционера Алексея Навального).

Настоящий тролль отличается серьезной смекалкой, находчивостью, живым умом и зачастую высоким IQ. По степени изысканности и сложности троллинг делится на «толстый» и «тонкий». В первом случае тролль ведет себя открыто агрессивно, грубо и выступает неприкрытым провокатором. Во втором – агрессор выстраивает сложную систему, просчитывает реакции жертвы, активно выстраивает информационную и психологическую атаку. «Тонкие тролли» – это мастера коммуникаций и провокаций, нередко, известные и публичные персоны. При этом толстый троллинг – это стиль коммуникации, к которму прибегают и тонкие, сложные тролли.

В пример качественного, тонкого троллинга можно привести действия мастеров журналистики и массовых коммуникаций Максима Кононенко, Сергея Доренко, Александра Невзорова. В данном случае речь не о моральных оценках их действий, а только признание высшего уровня профессионализма. При этом не стоит путать с троллингом их деятельность на поле черного пиара и «информационного киллерства». Троллинг ради троллинга – это знак качества и подтверждения уровня мастерства для профессионала-коммуникатора. 

Кто такие пранкеры?

В последнее время всё большую популярность набирает пранк. Раньше это были просто телефонные звонки, а сейчас розыгрыши и провокации с использованием современных технологий. В большинстве случаев российский пранк – это звонок по скайпу известной персоне от подставного или выдуманного лица.

Пранки всё чаще используются как приёмы для вскрытия важных социальных проблем. Относительно недавно был популярен видеоролик «Человеку плохо», который позиционировался как социальный эксперимент и имел большой резонанс. Один из актеров изображал недомогание в людном месте и смотрел за реакцией людей. Якобы в США ему тут же бросились на помощь, а в России равнодушно проходили мимо.

Показательно то, что этот пранк организовала группа шутников из проекта «Rakamakafo Pranks». Свой проект они называют «юмористическим», но подчеркивают, что «кроме пранков и розыгрышей, мы снимаем социальные эксперименты, в которых призываем людей не быть равнодушными». Ролик «Человеку плохо» в середине октября обсудили на «Первом канале» в передаче «Пусть говорят», однако авторов на эфир не позвали.

В России пранк с заявкой на журналистику, заходом на социально-политические темы развивает Vovan222. Он получил широкую известность после недавних пранков с Виталием Кличко, Александром Лукашенко, а ранее с Борисом Березовским и Владимиром Чуровым.

Пранкер Vovan222 считает, что выполняет некоторую социальную миссию: открывает глаза на пороки общества, показывает истинные лица звезд, вскрывает обманные схемы. Например, общается с заключенными, которые, даже находясь за решеткой, умудряются с помощью мобильных телефонов и интернета заниматься мошенничеством. Сейчас пранкер Vovan222 частый гость на телевидении, а по его пранкам выходят журналистские материалы (некоторые он пишет сам).

Также широко известен пранкер под именем Евгений Вольнов. Он активно монетизирует свои навыки и предлагает организовать розыгрыши за деньги. Вольнов также берется за болезненные для общественности темы. Например, организовал серию пранков с коллекторами. И если Vovan222 чаще ведет себя как «тонкий» тролль, выбирая выражения, то Вольнов в выражениях не стесняется и часто провоцирует жертв «толсто».

Жертвами пранка становились различные люди, но всех их объединяла одна особенность: многословность, обилие эмоций и экспрессивной лексики. Собственно, ради такой «еды» и «лулзов» пранки и существуют. Нет разговора на повышенных тонах – нет и пранка.

Кого троллят

Не застрахован никто. Затроллить могут как частное лицо, так и СМИ, и любую организацию. Много шума наделала недавняя история с групповым изнасилованием несовершеннолетней и хэштегом #солевая (строго 18+). В октябре 2012 года прогремели фейк-аккаунты Сбербанка и Почты России (под названиями Сбебранк и Потча Роисси). Конечно, это сложные и комплексные истории, где троллинг выступает одним из аспектов. Однако, случаи яркие и характерные.

Жертв троллинга можно разделить на разные типы и виды, но их объединяет ключевое свойство. Это неспособность распознать намерение тролля и готовность «вестись» на провокации, выдавать бурные эмоции в ответ на выпады в свою сторону.

Мишенями троллей чаще всего выступают группы и сообщества в соцсетях и на форумах, объединенные какой-то идеей или идентичностью. Это могут быть субкультурные сообщества (музыка и стиль), этнические группы, поклонники и фанаты чего или кого-либо, политические сообщества, ЛГБТ-коммюнити, агрессивные или «мужские» группы (футобольные болельщики, «пацанские» паблики, спортсмены, десантники, охотники и рыболовы и тому подобные).

Итогом массового «трололо» или частной вылазки профессионального тролля чаще всего становится дискредитация сообщества или отдельных его членов, вплоть до оттока участников и посетителей.

Как и чем троллят?

Возможностей для троллинга огромное множество. Инструментами выступают тексты, картинки, видео, звук. Причем, нередко используется так называемя «паста» или «копипаста» – чужие тексты, картинки-мемы, нарезки видео или звуков или даже наборы материалов («пэки»).

Существуют «богатые» практики использования различных техник и технологий троллинга. Например, для троллинга в социальной сети ВКонтакте детально описаны подходы и алгоритмы.

Лидером среди самых популярных методов троллинга можно назвать мимикрирование или попытка выдать себя за другого («маскарад»). При этом провокатор может представиться новичком, девушкой, иностранцем, знаменитостью, успешным человеком, психологом. Главное – вести себя уверенно, дерзко (или, наоборот, скромно), последовательно. Чтобы у потенциальных жертв «наживка» не вызывала сомнений. Дальше включается фантазия и профессиональное чутье тролля.

В целях троллинга можно использовать тонкую двойную игру или лобовые атаки, комбинировать реальные факты или вбрасывать компромат, разжигать споры или уводить дискуссии в сторону, создавать или забивать темы («флудить»). Устраивать провокации и споры на темы вкусов, ценностей, религии, национальностей, политике, половых различий, сексуальных предпочтений и прочее.

Тролль: найти и обезвредить

Первое и главное правило: не кормите тролля. То есть не давайте ему повода продолжать агрессию в вашу сторону. Для начала нужно понять, что вы имеете дело не с заинтересованным собеседником, а с провокатором. Иногда достаточно просто высказать своё нежелание общаться с троллем и уличить оппонента в троллинге.

Здесь также важно не впадать в противоположность – «троллефобию». Подозревать и обвинять в троллинге любого, кто пытается задавать вопросы или прояснить ситуацию. Ваша аргументированная позиция, вежливость и беспристрасность лишают тролля «лулзов». В таком случае вы можете даже дополнительно заработать себе очков. Не стоит также забывать, что прямые обвинения оппонента в троллинге могут оказаться тактикой тролля, чтобы вынудить вас оправдываться.

В борьбе с незванными «гостями» хорошо помогают настройки приватности для аккаунтов или сообществ, модерация и премодерация комментариев, регламентированные правила поведения. Для нарушителей должны быть предусмотрены санкции, вплоть до блокировки и удаления публикаций («банхаммер»). Изгнание, изоляция, потеря внимания к своей персоне и забвение – самые страшные кары для тролля.

Если же вы ощущаете себя способным пофехтоваться с троллем в словесных и интеллектуальных баталиях, то нужно четко рассчитывать свои силы. В крайнем случае, можно попытаться убрать все свидетельства вашего проигрыша в схватке с троллем (если это ваша площадка или аккаунт/группа). Но есть риск, что троллли позаботились о скриншотах вашего неудачного выступления и этот «слив» будет использован против вас с новой силой.

В защиту троллинга как явления можно сказать хотя бы то, что сетевой троллинг – это один из неотъемлемых элементов экосистемы Интернета. Отчасти, тролли выступают «санитарами леса», выявляющими уязвимые сообщества или группы людей, спорные темы. Тролли часто указывают на существенные проблемы, которые вызывают ожесточенные споры или болезненные реакции.

Троллинг как явление стимулирует пользователей Интернета быть более ответственными, осторожными и информированными на предмет возможных опасностей и информационной агрессии в сети. Поэтому понимание троллинга – это существенная составляющая современной информационной безопасности и полезный навык в информационной гигиене.

Читайте также: Как развиваются редакционные стандарты новых медиа

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы получать последние новости и краткие переводы лучших зарубежных статей о журналистике и новых медиа:

https://www.facebook.com/mdtlbx

https://twitter.com/mdtlbx