Максим Корнев определил основные направления для обучения и подготовки современного, успешного журналиста
Максим Корнев,
доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики, Институт массмедиа РГГУ; эксперт MediaToolbox.ru
Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №3/2016
Современный работник медиасферы, журналист в том числе, зажат между неизведанной практикой и желающими его научить всему новому медиатренерами и консультантами. Выбор невелик: или постигать всё самому методом проб и ошибок или довериться тем, кто всё проанализировал, упорядочил и готов в концентрированном виде передать ценные знания (но без гарантий усвоения).
Потому актуальны вопросы профориентации, образования и практической подготовки работников медиа в общем и журналистов в частности. Проблема сегодняшнего обучения не в отсутствии полезной информации, а в её верификации и классификации. На персональном уровне не стоит вопрос доступа к образованию – важнее селекция знаний и приоритизация навыков. Этому в апреле 2015 года будет посвящена большая конференция в Институте массмедиа РГГУ. Нам же интересна практическая сторона вопроса: что нужно, чтобы быть актуальным и востребованным уже сегодня?
Навыки успешного журналиста можно разделить условно на две большие группы: понимание общих вещей и практические умения. Большинство активных современных авторов уже всё интуитивно знают или потенциально умеют. Нужно только сфокусироваться, подходить к получению и использованию навыков системно. Полезно также персонифицировать знания и навыки, представляя себе эдакого просвещенного медиапрофессионала. Составить образ если не совершенного, то актуального современного журналиста.
В этой статье, возможно, повторяются уже сказанные и для кого-то очевидные вещи. Ценность материала – в группировке по разным сферам понимания и в навигации по тематическим статьям. В некоторых случаях в скобках указаны отсылки к прежним номерам журнала «Журналист» со статьями на соответствующие темы. Итак, вот 5 основных направлений развития современного журналиста.
1. Понимание социальных коммуникаций: как общаются и понимают друг друга люди?
Актуальный журналист опирается на глубокое понимание процессов человеческого общения.
Лингвист и семиолог Фердинанд де Соссюр предложил объяснительную модель для человеческого языка: «Означаемое-Означающее-Знак». «Означаемое» – это идея, понятие, которое надо выразить, «Означающее» – материальный носитель этой идеи/понятия, а «Знак» – сумма означающего и означаемого. Причем, знак — это уже отраженный результат восприятия другого человека.
То есть Знак должен считываться, если хотите донести понятие до аудитории. Если человек не знает языка, на котором ему передаются понятия в виде букв – он не поймет послания, для него это пустые знаки. Знаки могут быть иначе восприняты, если в другой культуре одно и то же выражение означает разное. Например, белый цвет в Европе воспринимается как праздничный, а в Японии – символ траура.
Примерно в том же ключе можно объяснять и совместное существование медиа и контента. Распространитель (медиа) и носитель (контент) месседжа обретают смысл, когда взаимодействуют. Третий необходимый компонент в данной системе – это аудитория, которая имеет доступ к медиа и в состоянии усваивать контент.
Сами по себе медиа и контент могут существовать раздельно, но в других качествах или только представлять нереализованный потенциал. Глубинное понимание связей и механик человеческого языка позволяет проектировать пространство коммуникаций и эффективно доносить смыслы разными способами.
2. Понимание сути журналистики: в чём ваша ценность?
Из понимания сущности социальных коммуникаций происходит понимание роли журналиста и журналистики. Нелишним будет повторить, что журналистика не тождественна медиа/СМИ и не тождественна контенту: если по телевизору сказали или в газете написали – это необязательно журналистика. Довольно подробно этот вопрос рассмотрен в статье «Как изменилось понятие «журналистика» в современном цифровом пространстве?».
Если попытаться препарировать деятельность журналиста, то условно можно разделить «медиа», «контент» и «журналистику». «Медиа» – это в широком смысле среда, а в узком – канал распространения, дистрибуции. «Контент» – это инструмент, носитель сообщений (месседжей), контейнер для смыслов. «Журналистика» – это социальный институт.
Журналистика – это всегда очень личное решение, на базовом уровне потребностей. Никакие законы, статусы, бейджи, удостоверения «Пресса» и прочие атрибуты «СМИ» не заставят человека быть искренним, честным и увлечённым идеей делать жизнь вокруг лучше.
Журналистика – это ответственная гражданская позиция, выраженная через медиатекст. Журналист словом и делом помогает людям и окружающему миру, делая это в пространстве масс-медиа. Контент и медиа для журналиста – это такие же инструменты донесения важных смыслов, как для рекламщика собачьего корма или идеолога политической партии. Инструменты и каналы одинаковые – цели, действия и результаты воздействия на общество разные.
Ваши личные качества и компетенции для журналистики важнее ваших профессиональных умений и навыков. Последним можно научиться хоть из под палки, но первые можно развить только осознанно.
С этим пониманием можно выстраивать долгосрочные, прочные и доверительные отношения с аудиторией. Исследования подтверждают, что стандарты качества справедливы как для традиционных, так и новых медиа.
3. Понимание аудитории: чего на самом деле хотят люди?
Аудиторию можно изучать бесконечно — нет пределов совершенству. Есть только направления: изучать мотивы, отслеживать интересы, фиксировать активность, мерять вовлеченность и прочее.
Для этих целей существует множество различных организаций, платформ и сервисов. За трафиком следить достаточно просто через системы внутренней статистики (Яндекс.Метрика, Google Analytics) или внешние сервисы типа SimilarWeb.com. Однако важнее не столько измерять активность аудитории, сколько исследовать и прогнозировать тенденции её поведения.
Нужно понимание, как именно аудитория взаимодействует с контентом. Умелый журналист знает, как привлечь аудиторию и к созданию контента. Использует активность своих читателей в соцсетях. Он осознает важность развития такого параметра аудитории как «лояльность».
Зачастую журналисты вынуждены сталкиваться с деструктивным поведением в сети. Понимание таких явлений, как троллинг и сетевая агрессия расширят поле взаимодействия с разными настроениями аудитории.
Хорошо осведомленный журналист также интересуется жизнью профессионального сообщества и ключевыми для медиаиндустрии мероприятиями.
4. Понимание контента: делать так, чтобы тебя любили?
Новые форматы контента требуют и обновленных подходов к работе с информацией. Актуальный журналист начинает с пересмотра подходов к работе с данными и источниками, вооружаясь «Источниковедением 2.0». После обнаружения и добычи информации необходимо её проверить, верифицировать. В дело вступают инструменты фактчекинга.
На этапе сборки материала важно сделать контент интерактивным, резонансным, вовлекающим. Для большой истории лучше всего подойдёт формат мультимедийного лонгрида.
Интерес к лонгридам и фичерам не означает пренебрежения малыми форматами. Тренд на атомизацию контента, особенно на мобильных платформах, требует умений сжимать сообщения и смыслы. Как в случае с журналистикой «быстрого взгляда».
Перспективный журналист видит новые возможности создания видеоконтента и модели развития аудиоформатов. Его внимание привлекает визуализация и потенциал инфографики. Поиск новых форм подачи информации, постоянные эксперименты с контентом – это признак зрелого понимания современных процессов.
Проницательный редактор понимает и психологические особенности восприятия контента и знает полезные уловки для привлечения внимания аудитории. Это помогает сделать его материалы более кликабельными.
Новый журналист технически подкован в создании и распространении контента. Разбирается если не в основах программирования, то представляет логику и схему работы систем управления контентом (CMS), как минимум. Он в курсе того, как юзабилити влияет на качество восприятия и усвоения контента. Поэтому доверяет результатам машинных тестов (например, по модели А/Б-тестирования) больше, чем собственному мнению.
Дружит с девайсами, потому умеет создавать и транслировать контент в режиме «здесь и сейчас». Легко создаст текстовые прямые трансляции или включится с места событий в формате видео.
Держит наготове смартфон, например, с приложением Periscope. Знает, на что способны дроны, и как с их помощью получить впечатляющую картинку.
5. Понимание медиа: через что и как общаться с аудиторией?
Понимание медиа начинается с расширения границ собственного опыта. Серьезный журналист стремится заглянуть в будущее, отслеживая развитие трендов и опираясь на методологию трендвотчинга.
Помогают также прогнозы по медийным трендам. Ценно отслеживать изменения на стыке медиа, журналистики и технологий.
Внимательному исследователю многое даст наблюдение за новыми цифровыми издателями. Полезно держать руку на пульсе глобальных проблем, таких, как кибербезопасность.
Конечно же, медиапрофессионал в курсе скрытых возможностей интернета и «глубокого веба».
Современный журналист видит перспективы геймификации для СМИ. Его интересуют возможности новых интерфейсов и носимых устройств.
Ему очевидна тенденция перехода аудитории в мобильные платформы и необходимость осваивать мессенджеры как в теории, так и на практике.
На стороне адепта цифровизации в журналистике виртуальные помощники-боты, сервисы автоматизации работы с соцсетями, машинные алгоритмы и даже реальные роботы.
Актуальный журналист сокращает дистанцию в общении за счет информационной логистики. В этом ему помогают сервисы-посредники. Например, такие как HackPack.
Сегодня всем журналистам нужно следить за развитием и трендами рекламного рынка. Лучше быть в курсе передовых рекламных технологий, таких как Programmatic. Журналистам есть, чему поучиться у рекламщиков и брендов. Тем более, что условия для сближения существуют: как минимум в форматах нативной рекламы и бренд-журналистики. Ещё лучше – научиться думать как маркетологи.
Если вы отстаете в редакционном развитии, то несложно наверстать упущенное. Вам точно понадобится план, как сделать свою редакцию цифровой. Для его создания важно отлеживать общемировые тенденции развития редакций и перенимать инновационные решения.
Беспроигрышная стратегия – отслеживать, о чём волнуются и что обсуждают другие издатели. Не обойтись без системы мотивации для своих сотрудников. Но главное – быть морально и технических готовым к изменениям и не страшиться проблем на пути преобразований.