Люди, готовые изменить всё: как прошла первая конференция MediaMakers

Изображение с сайта mediamakers.ru
Изображение с сайта mediamakers.ru

Профессиональная конференция MediaMakers прошла 29 октября в DI Telegraph (здание бывшего Центрального телеграфа на Тверской). 

Максим Корнев, материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №12/2014


«Первая конференция о людях, меняющих ландшафт медиа. Людях, создающих инновационные проекты и продукты. Людях, переворачивающих привычную среду с ног на голову», – гласил анонс, и он не обманул. Программа задавала динамичный ритм: 10 минут спикеру на выступление и столько же на вопросы-ответы слушателей.

Экраны: вторые и новые первые

Первым начал Дмитрий Навоша, генеральный директор sports.ru – последовательный и основательный сторонник «второго экрана». Второй экран – это когда помимо прямой трансляции спортивного соревнования, зритель имеет возможность также посмотреть на планшете или другом портативном устройстве дополнительную информацию о текущем событии: историю, новости, биографии, яркие факты и прочее.

В презентации «Agile Media Business: вызовы и возможности издателей цифровой эпохи» Навоша ответил на вечный вопрос «Что делать издателю в цифровую эпоху?». По его мнению, нужно создавать мультиплатформенное цифровое издательство, фрагментировать информационные продукты, делать ставку на спецпроекты и интеграции. При этом находиться в тренде социализации и персонализации. То есть общаться с аудиторией в социальных сетях и предлагать ей возможности по тонкой настройке продуктов под свои нужды.

Кроме того, на поле медиа теперь играют в том числе и сами пользователи. Растёт и количество раздражителей, бьющихся за внимание пользователя. Конкурировать приходится не только с другими тематическими и новостными медиа, но также с играми, сериалами, мессенджерами и прочими форматами, в любую минуту готовыми увести вашего читателя.

Старые медиа в одностороннем порядке производили для аудитории контент. Новые медиа должны быть интерактивными во время дистрибуции и агрегации контента, задействовать пользовательский контент и возможности нескольких экранов одновременно.

Следом выступил Алексей Амётов, издатель и сооснователь Look at Media. «Новый первый экран: медиа в эпоху всеобщей «мобилизации», – озаглавил свои слайды спикер. Сейчас нередко «второй экран» становится первым и единственным. Например, такова структура медиапотребления на портале TheVillage: в выходные дни значительная часть людей выходят в интернет только со смартфонов и планшетов, что обязательно нужно учитывать.

Аудитория привычно изумилась росту мобильного трафика: суммарно на четырёх площадках LAM его уже больше 30%. Динамика роста ещё более впечатляющая: рост на 100% относительно того же периода в 2013 году и на 300% к 2012-му году. Очевидно, что мобильное потребление будет расти и дальше, а смартфон и планшет будут владеть вниманием пользователя всё больше. Поэтому материалы должны быть адаптированы или даже переупакованы именно под этот переносной формат. У Look at Media эта проблема решена ещё на программном уровне: адаптивный дизайн подстраивается под устройства, на которых смотрят сайты издательской группы.

Также Алексей поведал о новых форматах рекламы и спецпроектов своего издательского дома. Сейчас на мобайл-рынке из-за непонимания возможностей и форматов господствуют дешевые баннеры. Этот старый формат часто не учитывает реальные потребности рекламодателя и интересы пользователя. А можно идти по пути более дорогих, сложных и креативных решений для мобильных платформ. Так и делают LAM, что показывает свою эффективность: люди с удовольствием взаимодействуют с такими приложениями и проектами. Творческий подход и качественное исполнение в мобильной рекламе и спецпроектах – это светлое будущее, в которое стоит стремиться, заверил аудиторию Аметов.

Интимность и ограничения

Сразу после энергично начал Дмитрий Карпов, куратор курса «Дизайн в интерактивной среде» БВШД (Британская высшая школа дизайна), затрагивая деликатную тему интимности в медиа. Она, по мнению докладчика, зиждется на четырех «П»: “пиратоконтент” (нелицензионный), препараты, платежи, порно. По мнению докладчика, переход от массовых к интимным медиа неизбежен: в эту сторону нас толкают беспроводные технологии, геолокация, облачные сервисы, системы распознавания лиц и речи, а также повсеместное распространение механизмов интеграции через API.

Дмитрий поделился интересным неологизмом – «неоткрывашка». Речь идёт о заголовках новостей в виде анонсов в соцсетях или push-уведомлений от приложений на смартфонах и планшетах, по которым человек узнает и складывает впечатление о новости. Такой формат журналистского контента набирает все большую популярность у аудитории.

Затем на сцену вышел Антон Гладкобородов, основатель сервиса коротких видео Coub (coub.com). «Преимущества ограничения медийного формата» – так замысловато назывался его доклад. На деле же суть проста: идея интереснее решения проблемы. То есть сервисы, в основе которых лежит интересная идея, имеют больший потенциал роста, чем сервисы, решающие какую-то конкретную проблему. В первом случае вы создаете игру, а не правила, и пользователи охотно откликаются, вкладываясь в развитие вашей платформы. При этом некоторые ограничения или понятные правила на входе только добавляют ценности вашему проекту: 140 знаков в Twitter, 10 секунд видео в Coub , квадратная рамка Instagram, анонимность в Secret – всё это подстегивает ваших юзеров к изобретательности. “Дайте аудитории игрушку, а не игру” — таков был основной посыл Гладкобородова.

Последним в этой сессии выступал Артем Киракосьян, вице-президент по маркетингу онлайн кинотеатра Okko. Он вещал про телевидение будущего и новую телевизионную медиаплатформу. Артем показал радужные и внушительные перспективы роста формата Smart TV (телевизоров, подключенных к Интернету и работающих с приложениями разных платформ) для медиа-отрасли.

Где деньги?

Далее формат немного изменился, ведущий конференции и гендиректор slon.ru Максим Кашулинский вызвал на сцену партнера фонда ТМТ investments, экс-гендиректора РБК Германа Каплуна. В жанре интервью, а потом и вопросов-ответов опытный предприниматель рассказал о том, кто может рассчитывать на инвестиции. Первой и главное правило: деньги вкладывают только в то, что потенциально или реально зарабатывает в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Самый понятный при этом критерий оценки – это масштабируемость. Поэтому инвесторы не очень любят проекты, в которых фигурирует слово «медиа». Гораздо лучше использовать слово «сервис». Причина такова: российские медиа – очень локальная штука, зажатая рамками русского языка. А сервис – штука универсальная, а потому потенциально нужная всем.

Елена Кирюшина, руководитель интернет-редакции телеканала «Дождь», ненавязчиво рассказала о своем опыте продаж подписки через Интернет. При этом интернет-телевизионщики положили каждому участнику на стул по карточке с бесплатной подпиской на 15 дней. Можно считать, что идею подписки продали успешно. Хотя и не всех подход «Дождя» убедил.

После этого харизматичный гендир Dream Industries Михаил Ильичев начал убеждать собравшихся в перспективности условно-бесплатной или даже бесплатной модели работы онлайновых музыкальных площадок. «Есть ли шансы построить работающую экономику вокруг онлайн-музыки?», – вопрошал спикер названием своей презентации. Сам он на этот вопрос отвечал утвердительно, подспудно примеряя решения на собственный проект zvooq. Михаил разделил слушающую в Интернете аудиторию на 5% истинных меломанов, готовых расстаться с деньгами ради музыки, и 95% обывателей, не готовых платить за доступ к музыке в принципе. Выход видится в онлайн-аудиорекламе, которая, по данным докладчиков, неудержимо растет (как минимум, на Западе).

Эффективные каналы дистрибуции

Следующий спикер, Паша Романовский, сооснователь Socialist Group и инвестор, решил поиграть с темой «назад в будущее», озаглавив свою презентацию «Back to the future: контент, технологии, монетизация». Ему очевидно, что наиболее перспективны надплатформенные проекты, не привязанные к одному формату медиа. То есть те, которые используют разные цифровые каналы коммуникации как способы дистрибуции контента. В качестве примера он привел проект «Bon Appetit», который начинался как паблик ВКонтакте, а сейчас присутствует во всех значимых социальных сетях и в качестве приложения в AppStore, собирая суммарную аудиторию более 7 млн. человек. Монетизироваться же лучше через множество разных рекламодателей, а не держаться за гигантов типа P&G, Mars, Uniliver, Nestle и прочих грандов. Лучше меньше, да больше.

Дальше слово взяла задорная и обаятельная Мария Подлеснова, CEO инвестиционной компании RusBase, работающей со стартапами. Её тема «Нишевые проекты: как выжить в мире больших медиа?» неплохо встряхнула зал. Ведь рецепты, предложенный ею, хотя и во многом очевидные, подкреплялись уверенным опытом собственной работы.

Потом скромно вышел Сергей Сус, директор по развитию Актион Медиа. Поначалу его презентация не предвещала серьезных откровений. Но по ходу повествования Сергей не просто показал модель работы своего издательства, но, кажется, ультимативно раскрыл тему «Как построить бизнес целиком на подписке».

Дмитрий Ламонов, менеджер по работе с ключевыми клиентами Google детально объяснял принципы работы алгоритмической рекламы в общем и системы doubleclick в частности. Презентация называлась «Programmatic advertising: что видим сейчас и что ожидаем в 2015 году».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>