Профессиональная конференция MediaMakers прошла 29 октября в DI Telegraph (здание бывшего Центрального телеграфа на Тверской).
Максим Корнев, материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №12/2014
«Первая конференция о людях, меняющих ландшафт медиа. Людях, создающих инновационные проекты и продукты. Людях, переворачивающих привычную среду с ног на голову», – гласил анонс, и он не обманул. Программа задавала динамичный ритм: 10 минут спикеру на выступление и столько же на вопросы-ответы слушателей.
Экраны: вторые и новые первые
Первым начал Дмитрий Навоша, генеральный директор sports.ru – последовательный и основательный сторонник «второго экрана». Второй экран – это когда помимо прямой трансляции спортивного соревнования, зритель имеет возможность также посмотреть на планшете или другом портативном устройстве дополнительную информацию о текущем событии: историю, новости, биографии, яркие факты и прочее.
Кроме того, на поле медиа теперь играют в том числе и сами пользователи. Растёт и количество раздражителей, бьющихся за внимание пользователя. Конкурировать приходится не только с другими тематическими и новостными медиа, но также с играми, сериалами, мессенджерами и прочими форматами, в любую минуту готовыми увести вашего читателя.
Старые медиа в одностороннем порядке производили для аудитории контент. Новые медиа должны быть интерактивными во время дистрибуции и агрегации контента, задействовать пользовательский контент и возможности нескольких экранов одновременно.
Следом выступил Алексей Амётов, издатель и сооснователь Look at Media. «Новый первый экран: медиа в эпоху всеобщей «мобилизации», – озаглавил свои слайды спикер. Сейчас нередко «второй экран» становится первым и единственным. Например, такова структура медиапотребления на портале TheVillage: в выходные дни значительная часть людей выходят в интернет только со смартфонов и планшетов, что обязательно нужно учитывать.
Аудитория привычно изумилась росту мобильного трафика: суммарно на четырёх площадках LAM его уже больше 30%. Динамика роста ещё более впечатляющая: рост на 100% относительно того же периода в 2013 году и на 300% к 2012-му году. Очевидно, что мобильное потребление будет расти и дальше, а смартфон и планшет будут владеть вниманием пользователя всё больше. Поэтому материалы должны быть адаптированы или даже переупакованы именно под этот переносной формат. У Look at Media эта проблема решена ещё на программном уровне: адаптивный дизайн подстраивается под устройства, на которых смотрят сайты издательской группы.
Также Алексей поведал о новых форматах рекламы и спецпроектов своего издательского дома. Сейчас на мобайл-рынке из-за непонимания возможностей и форматов господствуют дешевые баннеры. Этот старый формат часто не учитывает реальные потребности рекламодателя и интересы пользователя. А можно идти по пути более дорогих, сложных и креативных решений для мобильных платформ. Так и делают LAM, что показывает свою эффективность: люди с удовольствием взаимодействуют с такими приложениями и проектами. Творческий подход и качественное исполнение в мобильной рекламе и спецпроектах – это светлое будущее, в которое стоит стремиться, заверил аудиторию Аметов.
Интимность и ограничения
Сразу после энергично начал Дмитрий Карпов, куратор курса «Дизайн в интерактивной среде» БВШД (Британская высшая школа дизайна), затрагивая деликатную тему интимности в медиа. Она, по мнению докладчика, зиждется на четырех «П»: “пиратоконтент” (нелицензионный), препараты, платежи, порно. По мнению докладчика, переход от массовых к интимным медиа неизбежен: в эту сторону нас толкают беспроводные технологии, геолокация, облачные сервисы, системы распознавания лиц и речи, а также повсеместное распространение механизмов интеграции через API.
Дмитрий поделился интересным неологизмом – «неоткрывашка». Речь идёт о заголовках новостей в виде анонсов в соцсетях или push-уведомлений от приложений на смартфонах и планшетах, по которым человек узнает и складывает впечатление о новости. Такой формат журналистского контента набирает все большую популярность у аудитории.
Затем на сцену вышел Антон Гладкобородов, основатель сервиса коротких видео Coub (coub.com). «Преимущества ограничения медийного формата» – так замысловато назывался его доклад. На деле же суть проста: идея интереснее решения проблемы. То есть сервисы, в основе которых лежит интересная идея, имеют больший потенциал роста, чем сервисы, решающие какую-то конкретную проблему. В первом случае вы создаете игру, а не правила, и пользователи охотно откликаются, вкладываясь в развитие вашей платформы. При этом некоторые ограничения или понятные правила на входе только добавляют ценности вашему проекту: 140 знаков в Twitter, 10 секунд видео в Coub , квадратная рамка Instagram, анонимность в Secret – всё это подстегивает ваших юзеров к изобретательности. “Дайте аудитории игрушку, а не игру” — таков был основной посыл Гладкобородова.
Где деньги?
Далее формат немного изменился, ведущий конференции и гендиректор slon.ru Максим Кашулинский вызвал на сцену партнера фонда ТМТ investments, экс-гендиректора РБК Германа Каплуна. В жанре интервью, а потом и вопросов-ответов опытный предприниматель рассказал о том, кто может рассчитывать на инвестиции. Первой и главное правило: деньги вкладывают только в то, что потенциально или реально зарабатывает в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Самый понятный при этом критерий оценки – это масштабируемость. Поэтому инвесторы не очень любят проекты, в которых фигурирует слово «медиа». Гораздо лучше использовать слово «сервис». Причина такова: российские медиа – очень локальная штука, зажатая рамками русского языка. А сервис – штука универсальная, а потому потенциально нужная всем.
После этого харизматичный гендир Dream Industries Михаил Ильичев начал убеждать собравшихся в перспективности условно-бесплатной или даже бесплатной модели работы онлайновых музыкальных площадок. «Есть ли шансы построить работающую экономику вокруг онлайн-музыки?», – вопрошал спикер названием своей презентации. Сам он на этот вопрос отвечал утвердительно, подспудно примеряя решения на собственный проект zvooq. Михаил разделил слушающую в Интернете аудиторию на 5% истинных меломанов, готовых расстаться с деньгами ради музыки, и 95% обывателей, не готовых платить за доступ к музыке в принципе. Выход видится в онлайн-аудиорекламе, которая, по данным докладчиков, неудержимо растет (как минимум, на Западе).
Эффективные каналы дистрибуции
Дальше слово взяла задорная и обаятельная Мария Подлеснова, CEO инвестиционной компании RusBase, работающей со стартапами. Её тема «Нишевые проекты: как выжить в мире больших медиа?» неплохо встряхнула зал. Ведь рецепты, предложенный ею, хотя и во многом очевидные, подкреплялись уверенным опытом собственной работы.
Дмитрий Ламонов, менеджер по работе с ключевыми клиентами Google детально объяснял принципы работы алгоритмической рекламы в общем и системы doubleclick в частности. Презентация называлась «Programmatic advertising: что видим сейчас и что ожидаем в 2015 году».