Мне нужны твоя куртка, очки и мотоцикл: заменят ли роботы журналистов?

12

Роботы уже здесь. Автоматические алгоритмы по обработке данных и созданию текстов на их основе становятся более умными с каждым днем. Возможно, в ньюсрумах совсем скоро станет оставаться все меньше людей.

Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond The Headlines (“Российская газета”)

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №04/2015


Могут ли роботы-журналисты отнять работу у обычных, живых медийщиков? Сейчас, в начале 2015 года, это не кажется столь уж нелепым. Вот и сервис “Главред”, с помощью которого я проверил текст этой статьи, предупреждает, что “этот вопрос может быть риторическим» и советуют «избегать его употребления в информационном тексте”. Подобные советы “бездушных машин”, основанные на семантике, больших данных и сложных алгоритмах, будут становиться точнее, изобретательнее и… человечнее.

Освобождение от рутины

В марте The New York Times опубликовала простой тест, в котором предложила читателям угадать, написал тот или иной текст человек или робот. По мере прохождения теста понимание того, что монополия на производство информационных продуктом человеком утеряна давно и бесповоротно. Серьезно, роботы (не металлические туловища, а скрипты, конечно) научились даже писать стихи.

В той или иной мере автоматические скрипты по написанию большей частью информационных текстов, основанных на обработке сырых данных, используют уже десятки новостных организаций по всему миру. Одной из недавних стало агентство AP, которое заявило о том, что писать о спортивных событиях в американских колледжах для него теперь будет алгоритм Wordsmith (раньше AP не освещало их вообще, зато использовало тот же скрипт для составления текстов на основе ежеквартальных отчетов компаний).

Действительно ли их читают? Робби Аллен, гендиректор компании Automated Science, которая произвела Wordsmith, отметил в комментарии для журнала Wired, что это не совсем корректный вопрос. Несмотря на то, что умный скрипт произвел более миллиарда единиц контента только в 2014 году, он никогда не был предназначен для массовой аудитории. Аллен сравнивает своего робота, скорее, с персональным специалистом по большим данным, который прочесывает гигантские массивы и обращает внимание на такие вещи, которые иначе остались бы незамеченными. Если у каждого из сотен миллионов его материалов появляется хотя бы один благодарный читатель, работа уже сделана не зря, подчеркивает Аллен. Традиционная модель, когда редакторы гонятся за миллионами просмотров единичных статей, переворачивается с ног на голову.

По части технологий мы не уступаем зарубежным конкурентам: роботы комментируют матчи на sports.ru, пишут отчеты о котировках акций на finmarket.ru, информируют пользователей твиттера о пробках в Москве и Санкт-Петербурге с помощью сервиса Яндекс.Карт. Автоматический сервис Mosanons Александр Куприянова сам формирует ленту событий на недели вперед. Теперь вот еще и glvrd.ru появился, который, конечно, нельзя назвать роботом в чистом виде, но ничто не мешает встроить алгоритмы, лежащие в его основе, прямо внутрь какой-нибудь редакционной системы и получать на выходе автоматически отредактированные, “причесанные” тексты.

Кому стоит опасаться?

Как минимум, при мысли о робожурналистике необходимо напрячься начинающим журналистам, студентам и стажерам. Я сам прекрасно помню, как во время одной из производственных практик заполнял досье на компании для сайта журнала “Эксперт”. Для решения задачи, на которую у меня ушла тогда пара недель, сейчас я бы попросил друга-программиста написать простейший скрипт.

С другой стороны, теперь на роботов можно свалить всю нудную, рутинную работу и освободить время медиапрофессионала для действительно важных вещей. Весь вопрос только в том — насколько умными станут роботы? Пока журналисты только радуются тому, что нудные тексты за них составляет компьютерный алгоритм. “Мои журналисты говорят, что после включения умного скрипты у них появилось на 20% больше свободного времени”, — признается блогу WAN-IFRA управляющий редактор AP Лу Феррара. Но что будет, если главный редактор (главный алгоритм?) одобрит колонку, написанную роботом, для передовицы вместо вашего опуса?

Уже сейчас “черная коробочка” внутри новостной ленты фейсбука на основании сложной формулы определяет, какое обновление показать вам, а какое — нет. Она принимает решение о том, как выглядит передовица вашего персонального новостного дайджеста в эту минуту. Говорят, скрипт пока еще можно обмануть: если написать в комментарии к новости Congratulations! (“поздравляю”), система начнет ранжировать ее выше в новостной ленте пользователей, думая, что ее содержание связано с важным жизненным событием — помолвкой, свадьбой или рождением ребенка.

Что дальше?

Мартин Форд, предприниматель из Кремниевой Долины и автор еще не вышедшей книги “Роботы идут” (Rise of the Robots), пессимистичен в своих прогнозах. “Все пока говорят о том, что роботы лишь высвободят свободное время и не займут рабочие места, но это лишь уловка. Люди будут терять работу, и уже ее теряют”, — рассказал Форд блогу WAN-IFRA. Феррара из AP с ним не согласен, он считает, что любая автоматика — лишь инструмент для облегчения работы живого журналиста, а наша с вами индустрия сама создает новые профессии регулярно. “Я говорил с большим количеством продюсеров и редакторов, и все они собираются назначить людей на более важные для работы позиции, если вдруг их места освободятся из-за роботов”, — цитирует его блог WAN-IFRA.

Роботы неизбежно будут становиться более персонализированными. Ростки этой тенденции можно наблюдать уже сейчас в экосистемах, связанных с носимой электроникой. Например, я ношу браслет Jawbone UP, который замеряет количество пройденных шагов и фазы сна, уже несколько месяцев, и на основе накопленных данных, связанное с ним приложение в смартфоне начинает выдавать мне персональные рекомендации: “На прошлой неделе среднее количество ваших шагов в день упало до 6000, сегодня стоит прогуляться подольше” или “Вы спите на 30 минут меньше, чем большинство пользователей UP в вашем возрасте, не хотите поставить будильник на час пораньше сегодня?” Фактически, это мое собственное персональное медиа, невидимый робо-журналист, кропотливо собирающих каждую крупицу знаний о моей ходьбе и моем сне. С ростом количества сенсоров, встроенных в нашу одежду, аксессуары, украшения, и наверняка — в само тело, ценность и точность таких советов будет только расти.

Эволюция ждет не только строчки компьютерного кода, но и вполне осязаемых роботов-журналистов. Если летающие дроны называются сегодня беспилотниками не вполне корректно — у них есть пилот, управляющий ими с земли, — то в недалеком будущем можно ожидать появления абсолютно автономных летающих камер.

Читайте также: Как редакции могут использовать активность читателей в соцсетях

Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы получать последние новости и краткие переводы лучших зарубежных статей о журналистике и новых медиа:

https://www.facebook.com/mdtlbx

https://twitter.com/mdtlbx