“Некликабельная” журналистика быстрого взгляда

"Умные часы" могут стать для журналистики своеобразным "Твиттером без ссылок"
«Умные часы» могут стать для журналистики своеобразным «Твиттером без ссылок»

Умные часы и другая носимая электроника перевернут наши представления о том, какой должна быть журналистика и как люди читают новости. О первом явлении в контексте носимых девайсом — “журналистике быстрого взгляда” — рассуждает Илья Стечкин.

Илья Стечкин, независимый медиаисследователь

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №12/2014


В статье, посвященной вызовам эпохи смены интерфейсов, я писал о том, что носимая электроника с новыми интерфейсами типа “часы” или “очки” гораздо лучше подходит для решения задач, связанных с производством информации, нежели для ее потребления. Однако далеко не все согласны с этой точкой зрения.

Попробуем сегодня встать на позицию оппонентов и разобраться в том, какой становится журналистика, если мы начинаем воспринимать устройства с маленькими экранами в качестве инструментов получения новостей.

Журналистика взгляда

«Журналистика одного взгляда» (glance journalism) – так называют эксперты разновидность медиадеятельности, направленной на производство контента, контакт с которым аудитория осуществляет за очень короткое время. Сколько вам нужно для того, чтобы взглянуть на хронометр или на экран мобильного телефона и понять, который час? Примерно 2 – 3 секунды. Таким же бюджетом времени аудитории на разовый контакт с единицей контента располагают те, кто выбирает для себя путь glance-журналиста. Речь идет о полной противоположности текстов для долгого чтения, о которых не раз рассказывалось на страницах рубрики «Новые медиа».

Строго говоря, это не принципиально новый феномен. «Заголовочное чтение» было знакомо газетным редакторам с момента появления массовой прессы. Пожалуй, первым, кто в полной мере оценил магию заголовка, был Пулитцер. Мастерству написания заголовков уделялось (и уделяется) большое внимание. Читателю достаточно пробежать глазам заголовки, чтобы сориентироваться в повестке дня, предлагаемой тем или иным изданием. В некоторых случаях этого вполне достаточно для того, чтобы иметь возможность поддержать разговор или принять решение об изменении маршрута движения на работу. Правда классическая журналистика исходила из оптимистичного представления о том, что читатель, сориентировавшись в повестке дня, выберет все-таки материал, который привлечет его внимание и прочитает его целиком. Ну или хотя бы начнет читать. Отсюда – интригующие заголовки, о которых придется забыть glance-журналистам. Ведь в их случае информация должна быть целиком упакована в заголовок. Фактически это Twitter без ссылок.

Куда бросить взгляд?

Термин «glance» (дословно – «быстрый взгляд») появился благодаря продукту Apple Watch и обозначает сверхкомпактные уведомления от различных приложений, появляющиеся на экране этого устройства. Вообще это словечко очень часто встречается в описании нового «яблочного» детища.

Сара Маршалл (Sarah Marshall) из the Wall Street Journal в своем блоге (запись от 5 октября 2014 года) пишет о том, что не является читателем The Times, но подписана на их новостной поток в Твиттере, потому что ей важно знать, на что обращают внимание в редакции этой газеты. А для решения этой задачи ей не нужно читать материалы, достаточно проглядывать анонсы публикаций, которые редакция транслирует в Twitter. Этот пример очень хорошо иллюстрирует одно из важнейших свойств glance-журналистики: отсутствие установки на переход пользователя к полному тексту. Это «некликабельная» журналистика (non-click journalism).

Аудитория хочет быстрее

Термин «glance-журналистика» («журналистика быстрого взгляда») приписывают Дэну Шенофу (Dan Shanoff) из Quickish. 11 сентября он опубликовал материал под названием: «Носимые на теле устройства могут сделать «быстрый взгляд» новой элементарной частицей новостей» (Wearables could make the “glance” a new subatomic unit of news). Эта публикация начинается со слов «аудитория хочет еще быстрее». Вопрос о том, чего в действительности хочет аудитория, остается открытым. Но то, что новые устройства диктуют необходимость разработки новых форм презентации новостного контента – не подлежит сомнению. Уже хотя бы потому, что на экране часов неудобно читать статью.

За месяц до появления поста Сары, Webbmedia Group представила презентацию, посвященную направлениям технического развития журналистики. На двадцатом слайде можно найти имя для явления, рождение которого становится естественным следствием эволюции заголовочного комплекса в условиях «некликабельной журналистики»: речь идет о «заголовках на один беглый взгляд» (Glance Optimized Headlines или GOHs). Иными словами, работая над заголовочным комплексом, редактору теперь придется учитывать, что приложение редакции на равных существует среди других приложений в мозаике на экране «умных часов». И уведомления редакционного приложения появляются среди нотификаций различных служб обмена мгновенными сообщениями, социальных сетей, календаря и др. При этом рассчитывать на то, что пользователь нажмет на это уведомление с тем, чтобы дальше «выковыривать мухам глаза» на экране часов, не приходится – этим GOH принципиально отличается от push-уведомления от приложения для планшета или смартфона. Все-таки форм-фактор в данном случае имеет определяющее значение.

Очевидно, эти изменения отразятся на структуре полей в редакционных системах управления контентом. Не случайно Сара приводит в пример главную страницу информационного проекта Quarz, который мы разбирали в контексте уникальных редакционных CMS-решений. Посещение главной страницы Qz.com в условиях жесткой нехватки времени может вызвать чувство информационного насыщения без единого клика.

Таким образом можно сказать, что журналистика быстрого взгляда – это искусство быстро, умно, полно и информативно составить заголовок без надежды на то, что человек, читающий этот заголовок, перейдет к полному тексту материала. И никакой тебе конверсии пользователей, которую так ценят немногие российские медиапроекты, пытающиеся идти в ногу со временем.

Читайте также: 10 вещей, которым журналисты могут научиться у брендов

Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы получать последние новости и краткие переводы лучших зарубежных статей о журналистике и новых медиа:

https://www.facebook.com/mdtlbx

https://twitter.com/mdtlbx

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>