Общество анонимных экспертов

talk-to-the-expert
Pic by Mai Lei from ppal.net

Журналисты всегда были “профессиональными дилетантами”, опирающимися на мнение экспертов в статьях. Смогут ли инструменты новых медиа дать аудитории прямой доступ к экспертам и избавиться от журналистов как посредника?

Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines (издательство “Российская газета”)

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №04/2014

Каждый день журналистам приходится писать на разные темы, подхватывать новые сюжеты, выяснять неизвестные подробности. При этом не каждый из редакторов отдела культуры может похвастаться ученой степенью в соответствующей области, не говоря уже про политику, экономику или международные отношения.

Выручала нас старая добрая пухлая подборка экспертов разной степени маститости в записной книжке. Однако с появлением анонимных сообществ в интернете ситуация может измениться.

Во-первых, экспертов банально стало проще найти. Кидаешь клич по соцсетям: “Кто разбирается в модификациях “Калашникова”?” — и через 5 минут у тебя контакты нужных людей.

Во-вторых, эксперты сами объединяются в сообщества, на которых обсуждают тонкости своей работы или сферы деятельности — при необходимости найти ответ на необходимый вопрос можно, воспользовавшись поиском.

В-третьих, анонимность интернета позволила ранее непубличным экспертам из секретных или просто чувствительных сфер поделиться секретами своего труда и знаний. И разброс специалистов тут самый большой: от высокопоставленных чиновников до сотрудников общепита. И те, и другие как минимум лишились бы работы, если бы выступили с теми же заявлениями под своим именем, а не анонимно.

На системе форумов reddit специально для таких случаев придумали систему верификации. Человек, пожелавший выступить в жанре AMA (ask me anything, задайте мне любой вопрос), присылает модератору доказательство того, что он действительно тот, за кого себя выдает. Модератор свято блюдет инкогнито и подтверждает личность человека для читателей. Пару месяцев назад AMA устроил один из российских высокопоставленных чиновников, судя по прекрасному знанию английского — из МИДа.

Жанр был адаптирован и в России — в ЖЖ у Артемия Лебедева одно время устраивали так называемые “фуршеты”: первый уровень комментариев занимали люди, готовые поделиться тайнами своей деятельности, дальше им сыпался вал вопросов. Через несколько часов Лебедев отбирал самые интересные и давал на них ссылки. Верификации, впрочем, не было.

Естественно, такой контент становится ценным материалом для журналистских статей. Например, по итогам серии анонимных признаний сотрудников ресторанов быстрого обслуживания на reddit, популярное интернет-издание Huffington Post составило свой гид по блюдам, которые точно никогда не стоит заказывать: они делаются или из некачественных ингридиентов, или слишком быстро портятся, или сотрудники не соблюдают технологию при готовке.

В интернет-газете о жизни города The Village (читайте подробный материал о ней здесь) есть рубрика “Как все устроено”, на страницах которой люди разных профессий из первых рук делятся подробностями своей деятельности. Набор персонажей весьма обширен: уборщица в гей-клубе, пластический хирург, шведская семья, личный ассистент, трезвый водитель, моряк-подводник и многие другие. Все рассказы анонимны, но не оставляют сомнений в их достоверности — настолько удивительные и сложные для выдумывания детали рассказывают герои.

Но эволюция средств доступа к экспертному знанию идет еще дальше. На созданном в 2009 году интернет-сервисе Quora любой желающий может задать вопрос и получить на него ответ – как от прохожего, так и от действительно сведущего в теме человека. Полезность вопросов и ответов на них определяется пользовательскими рейтингами – и там действительно можно узнать все или почти все, при условии, что вы хорошо говорите по-английски.

Популярность Quora достигла таких масштабов, что на вопрос «Каково это – сыграть роль Стива Джобса?» ответил сам исполнитель роли известного предпринимателя и визионера Эштон Катчер.

Смогут ли Quora и reddit стать главными источниками экспертного знания для аудитории, в обход СМИ? Наверное, в обозримом будущем нет. Однако их появление обозначает очень важный для медиа-индустрии тренд на прямой доступ читателя к первоисточнику.

Это тренд еще сильнее обостряет конкуренцию за внимание пользователя: коммерческие компании уже активно обращаются к своим потребителям в обход рекламных площадок (смотрите материал Галины Хатиашвили об этом здесь), эксперты также становятся менее зависимыми от СМИ в донесении своей точки зрения.

Что же остается делать самим СМИ в такой ситуации? Продолжить развивать то, что получалось у нас лучше всего с начала появления профессии: умение рассказывать истории. Навыки сторителлинга, в том числе мультимедийного, остаются главным конкурентным преимуществом СМИ на глобальном информационном рынке. Собственно, именно этим в данный момент и занимаются многие медиа с контентом Reddit и Quora: пишут истории вокруг “сырого” экспертного контента.