Блог об онлайн-медиа

Роман Анин о панамских офшорах: “Даже самому заинтересованному политическому активисту потребовались бы годы, чтобы сделать эту работу”

Роман Анин. Источник: "Новая газета"
Источник: «Новая газета»

Как проходила журналистская работа с массивом данных по офшорам, зарегистрированным панамской фирмой Mossack Fonseca, в которой оказались замешаны многие влиятельные люди со всей планеты? Какими инструментами должен владеть современный журналист-расследователь? Обо всем этом мы поговорили со специальным корреспондентом отдела расследований “Новой газеты” Романом Аниным, который непосредственно работал и с “панамскими бумагами” и со многими другими данными для своих расследований.

Как вообще началось вся история с панамскими бумагами?

С 2009 года я состою в международном консорциуме расследований – ICIJ. Его можно назвать профсоюзом журналистов-расследователей по всему миру. Туда входят лучшие журналисты из разных стран. Это членство не предполагает никаких денег, ничего. Это просто профсоюз. Для глобальных расследований мы объединяемся и делаем совместные вещи.

Где-то год назад ко мне подошла коллега из консорциума, из Испании, и предложила поучаствовать в глобальном исследовании по офшорам. Состоялась первая встреча, на которую приехало человек восемьдесят. Там мы и узнали, что сведения находятся у немецкой газеты «Süddeutsche Zeitung». Когда мы спрашивали их о том, кто является их источником, они говорили, что не знают его. Может, они правда его не знают, а может быть — защищают.

Сразу стало ясно, что речь идет о многих влиятельных людях по всему миру. Россия никогда не была в этой истории ключевой, она всегда шла через запятую: «Вот есть Сирия, вот есть Египет, вот есть Бразилия, вот есть Китай, вот есть Украина, и еще есть Россия».

Получили доступ к этим документам, начали работать. Я привлек двух своих коллег, Олесю Шмагун и Дмитрия Великовского. В течение года мы работали с этой темой с разной степенью интенсивности. Последние два месяца перед публикацией работали без выходных, до 11 вечера.

Read more »

Как будет развиваться журналистика в ближайшем будущем: прогноз от института Reuters

reut2222

Мы прочитали подробный доклад института Reuters о развитии медиа в 2016 году и выбрали оттуда все самое свежее и интересное.

larotТаисия Ларот, материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №03/2016


Read more »

Как стать суперпрофессионалом в журналистике: 5 направлений для развития

superman

Максим Корнев определил основные направления для обучения и подготовки современного, успешного журналиста

kornevМаксим Корнев,

доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики, Институт массмедиа РГГУ; эксперт MediaToolbox.ru 

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №3/2016


Read more »

Заметки удаленщика: как журналисту эффективно работать вне офиса

Photo Credit: Peter Baer via Compfight cc
Photo Credit: Peter Baer via Compfight cc

Илья Стечкин делится опытом удаленной работы: читайте про инструменты общения, планирование времени, организацию встреч и сканирование информации в его обзоре.

stechkingИлья Стечкин, Mirantis

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №03/2016


Read more »

Хочешь контролировать? Заставь платить! Перспективы монетизации Digital-агрессии

Photo Credit: Flооd via Compfight cc
Photo Credit: Flооd via Compfight cc

Агрессия — явление не новое. Ее цифровое проявление — лишь частный случай агрессии, которая всегда присутствовала в жизни человека. Поэтому вполне логично, что в информационном обществе и сама агрессия стала становиться цифровой. При этом, к сожалению, из обычной жизни она никуда не исчезла.

pulyaВсеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond The Headlines (“Российская газета”), сооснователь MediaToolbox

Статья из сборника Максима Корнева о digital-агрессии

Read more »

Словарь новых медиа

Специально в помощь начинающим специалистам в новых медиа: студентам, журналистам, редакторам — мы начали составлять словарь новых медиа.

Это живой проект — словарь будет дополняться и редактироваться в будущем. И вы тоже можете принять участие в его наполнении. Подробности внутри:

dictionary2

10 онлайн-сервисов для расследовательской журналистики

24257772185_57cf16946a_o

Времена, когда репортеру приходилось добывать всю информацию для расследования только из разговоров с другими людьми или из пыльных архивов, давно прошли. Теперь значительная часть данных хранится онлайн, и остается только узнать, где их найти и как извлечь, а затем обработать и рассказать историю. Мы отобрали несколько онлайн-сервисов в помощь журналистам-расследователям.

kuschukВалерия Кущук

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №02/2016


Read more »

Какие блогеры нужны брендам?

12743840_1159759360700744_1016025029835464037_n

16 февраля эксперт MediaToolbox Максим Корнев принял участие в секции «Блогеры и бренды: стратегия win-win» на IV Ежегодной Конференций «Digital-коммуникации России – 2016».

В своём докладе наш коллега поделился советами о том, какие блогеры нужны брендам и по каким критериям их нужно выбирать:

Как развиваются медиа США сегодня?

Вид из штаб-квартиры Bloomberg в Нью-Йорке
Вид из штаб-квартиры Bloomberg в Нью-Йорке

6 основных тенденций, которые определяют настоящее и будущее американских изданий.

pulyaВсеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond The Headlines (“Российская газета”)

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №02/2016

В ноябре 2015 года, благодаря образовательной поездке, организованной компанией “АНРИ-Медиа”, я побывал в редакциях нескольких крупнейших американских изданий. В основном это были газеты с многолетней историей, которым удалось относительно быстро адаптироваться к цифровой революции, — The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal, USA Today и другие.

По итогам посещения ньюсрумов этих изданий и общения с их редакторами я составил список основных тенденций, которые определяют развитие современных американских СМИ и — неизбежно — влияют на остальной мир.


Read more »

Все, что нужно знать журналистам о «тёмном» вебе и запрещенных сайтах

Dark Web

Мы думаем, что знаем об информации в Интернете многое. На самом деле большинству людей видна только вершина цифрового айсберга. В сети возникает всё больше «серых» или вовсе невидимых невооруженным глазов коммуникационных пространств. Что происходит за пределами привычных каталогов и поисковиков?

kornevМаксим Корнев, доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики, Институт массмедиа РГГУ; эксперт MediaToolbox.ru

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №01/2016


Read more »