Возвращение подкастов: аудио в интернете переживает вторую молодость

Подкасты снова становятся важным жанром интернет-журналистики. Фото: Flickr
Подкасты снова становятся важным жанром интернет-журналистики. Фото: Flickr

Созданный еще в начале двухтысячных и уже слегка подзабытый массовой аудиторией формат подкаста начинает возрождаться. Мы собрали мнения экспертов о том, какое будущее ждет подкасты в мире новых медиа.

Ярослава Рябова

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №03/2015


Понятие «подкаст» появилось в начале 2000-х и было связано с выходом первого цифрового аудиоплеера iPod компании Apple. Именно благодаря удобству нового айпода и появился этот формат – разговорные передачи и блоги в виде аудиофайлов. Подкасты скачивали на компьютер, потом записывали на плеер и слушали в машине, на пробежке, по дороге на работу в общественном транспорте. Пережив бурное развитие в начале двухтысячных, к 2010-му году популярность подкастов постепенно сошла на нет. Мобильный интернет стал доступен для большего количества пользователей, и аудитория постепенно стала переходить на более удобный для нее формат стриминга. Возросшие скорости обеспечили популярность видеоконтента, а не только звука.

Однако теперь, четыре года спустя, подкасты начали активно отвоевывать свои позиции. Причин этому «взрыву» несколько – о них пишет журналист и аналитик Кевин Руз (Kevin Roose) в своей статье для «The New York Magazine». Аудио как формат сегодня становится все более востребованным, особенно при условии стремительного развития онлайн-технологий, позволяющих получать доступ к нему со все большего количества устройств практически в любое время и в любом месте.

Кроме того, аудио как нельзя более соответствует современному ритму жизни, позволяя совмещать получение информации с чем-то еще – с занятиями спортом, приготовлением пищи, вождением машины. Кстати, именно популярность среди автомобилистов, по мнению Руза, стала огромным толчком в развитии этого медиа: ведь все больше и больше моделей машин оснащаются интегрированными информационно-развлекательными системами, разработанными Google и Apple — Android Auto и Apple CarPlay соответственно. Конечно, пока речь идет преимущественно о Западе, в частности, о США – «автомобильной» стране, где технологии для автомобилистов – огромный и устойчивый рынок, а практически вся массовая аудитория сидит за рулем. Однако перспективы у такого рынка огромны, и он явно не ограничится одним континентом.

Что с контентом?

Вот всего несколько подкастов, стремительно набравших популярность в 2014 году: «99%Invisible» — о дизайне и архитектуре; «StartUp» — о том, как начать свой бизнес; «Radiolab» — целый портал подкастов научно-популярной тематики; и, конечно, «Serial» — настоящий феномен, который аналитик Ник Ньюман окрестил «лавиной, накрывшей мир аудио». Именно «Serial» чаще всего называют ответственным за то, что подкасты получили второй шанс у аудитории.

«Serial» — это подкаст в жанре детективно-журналистского расследования, созданный командой популярного радиошоу «This American Life» во главе с продюсером Сарой Кёниг (Sarah Koenig). Сара и ее команда расследовали убийство молодой девушки, случившееся в Балтиморе в 1999-м году. Предполагаемого убийцу осудили и посадили в тюрьму еще 16 лет назад, но в истории было слишком много несостыковок, чтобы оставить ее как есть.

«Serial» занял первые позиции во всей Северной Америке, а также в Австралии и Великобритании и вошел в десятку в Германии, ЮАР и Индии как самый скачиваемый и как наиболее быстро достигший 5 миллионов скачиваний. Закономерно, что у него появились последователи, в том числе среди СМИ. Например, американский журнал «Slate» запустил свой подкаст «The Serial Spoiler Special», который анализирует эпизоды «Serial» и высказывающиеся в них гипотезы.

Причины успеха подкастов

Почему подкасты возвращаются? Все просто: стало понятно, что это – способ производить качественный медиаконтент при минимуме затрат. Действительно, производство теле- или радиопередачи предполагает гораздо большую профессиональную и техническую подготовку; подкастинг же требует гораздо меньшего, а по качеству может и не уступать профессиональным аналогам. Все, что нужно для своего подкаста – это один или два микрофона, бесплатная программа «Audacity» для редактирования звука и хостинг для размещения готовых файлов. И, конечно, свежие идеи, внятный голос и харизма ведущего.

Доктор Шивон МакХью ( Siobhán McHugh), автор документальных передач на радио, исследователь радио, основательница и главный редактор журнала «RadioDoc Review» при университете Вуллонгонг, Австралия, говорит, что революционность подкастинга – в его свободе от времени, технологий, в его доступности всем и всюду. В этом и заключается его ценность для журналистики, в первую очередь, для таких традиционных жанров, как репортаж, журналистское расследование, научно-популярная передача – представленные в формате подкаста, они вызывают интерес аудитории.

Доктор МакХью объясняет сильные стороны подкастов: во-первых, звук способствует эмоциональной близости рассказчика с аудиторией, которая не идет ни в какое в сравнение с печатным текстом. Во-вторых, в подкасте присутствует невербальная, интонационная составляющяя, которая расширяет смысловые границы. В то же время, по сравнению с видеоконтентом, продюсировать звук намного проще.

Рекламодателей подкасты также привлекали (и продолжают привлекать) свежестью формата, не такой большой насыщенностью рынка при неплохом охвате и низкой по сравнению с размещением спота на радио ценой.

Для сравнения, на американском рынке СPM (цена охвата тысячи пользователей – показатель прибыльности размещения контента для рекламодателя) для телеконтента составляет от 5 до 20 долларов, для радио – от 1 до 18 долларов, для контента в интернете – от 1 до 20 долларов, в то время как для подкастинга – 20-45 долларов.

Кроме того, разработчики уделяют все больше внимания удобству скачивания и прослушивания подкастов, а ИТ-гиганты встраивают их в собственную экосистему из приложений и устройств. Например, «Apple» перешли от распространения подкастов только через программу «iTunes» к встраиванию приложения для поиска, скачивания и прослушивания подкастов в мобильную операционную систему iOS по умолчанию. Набирают популярность и другие специальные приложения для прослушивания подкастов, такие , как «Stitcher», «Overcast» и «Castro».

Таким образом, при условии мастерства ведущего, мы получаем инновационный продукт, одновременно и насыщенный по содержанию, и предоставляющий свободу интерпретации – фактически, универсальный журналистский формат.

Подкастинг в России

Первопроходцем в деле подкастинга в России смело можно назвать известного журналиста и телеведущего Василия Стрельникова, создавшего в 2005 году проект «Russian Podcasting», а также ставшего ведущим своего авторского «The Big Podcast». Главной целью проекта была не коммерциализация этого явления в России (хотя нельзя отрицать и ее), а культивирование самой идеи подкастинга, формирование национального формата аудиоблоггинга. Проект пользовался большой популярностью и стал основной площадкой для всех русскоязычных подкастеров. Просуществовав 10 лет, в конце 2014 года сайт объявил о своем закрытии. Основные причины закрытия не разглашаются, однако с 1 января 2015 года, перейдя по ссылке RPOD.RU, можно увидеть надпись: «Ура! Миссия RPOD.RU выполнена!», то есть создатели посчитали, что проект справился со своей идейной задачей.

Существует еще одна фундаментальная площадка русскоязычного подкастинга – аудиожурнал PodFM.ru, где представлено множество подкастов на различную тематику. Миссия проекта – все та же: «Давайте вместе поднимем подкастинг в Рунете на качественно новый уровень!». Пока портал стабильно функционирует, но действительно прорывных подкастов, хотя бы частично сравнимых по качеству и проработке с “Serial”, на нем не наблюдается.

К сожалению, пока говорить о ярких отдельных подкастах в рамках Рунета не приходится. Так произошло из-за особого, портального пути развития подкастинга в России. Возможно, если основной площадкой и для русскоязычных создателей подкаст-контента станет iTunes, мы увидим по-настоящему интересные авторские проекты. А пока остается следить за перспективами развития подкастинга – как в России, так и в мире в целом: рынок еще далеко не насыщен, и национальным производителям медиапродукции только предстоит увидеть его перспективы.

Читайте также: Медиастартап NewsUp: кому нужен аудиодайджест газет?

Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы получать последние новости и краткие переводы лучших зарубежных статей о журналистике и новых медиа:

https://www.facebook.com/mdtlbx

https://twitter.com/mdtlbx