Идея проста: создавать привлекательное медиа, заинтересовывая контентом аудиторию. Бесплатно отдавать вкусный контент, чтобы его потребляли всё больше. А ещё лучше – чтобы не просто потребляли, а приобретали привычку и вырабатывали лояльность к изданию. Это ресурс, который можно продавать.
В продаже ресурса есть несколько вариантов. Сегодня одним из перспективных, но неоднозначных способов считается
цифровая подписка или «пейвол» (paywall). Это не просто аналогия с газетной или телевизионной подпиской – механизм гораздо тоньше и разнообразнее. Нужно сделать так, чтобы читатель одновременно был доволен свободой доступа и не скупился на покупку платного контента.
Одни издания ставят ограничение на просмотр бесплатных материалов для пользователей без подписки (
Ведомости,
The New York Times). Другие прячут за платной стеной самые интересные и глубокие материалы (
slon.ru) или создают подобие закрытого клуба со своей атмосферой (
Черный ВОС).
Самая распространенная модель – рекламная. Здесь огромное количество форматов и возможностей, но чаще всего под этим понимают дисплейную рекламу, когда просто продаётся рекламная площадь на странице сайта или в приложении. Это, как правило, баннер или возможность стилизовать элементы оформления страницы под интересы заказчика.
Сейчас наиболее перспективным видится формат
нативной рекламы, в котором медиа вместе с коммерческим партнером производят контент и делят социальные бонусы, за которые в денежном эквиваленте платит заказчик-партнер. Её часто путают с «адветориалом» (если не сказать с «джинсой»): когда издание скромно умалчивает, в чьих интересах сделан материал, а читатель воспринимает его как редакционный. «Честный» адветориал, конечно, выделит партнерский материал неброской рамочкой, фоном или рекламной маркировкой мелким шрифтом. Но такие заигрывания одновременно с аудиторией и рекламодателем способны порождать неловкость и досаду у всех сторон процесса.
Также в серой зоне находятся всевозможные рекламно-спонсорские и информационные пакеты, которые предлагают рекламодателю несколько новостных публикаций в ленте (хорошо, если в разделах типа «Новости партнеров» или «новости компаний»), топовые позиции в этих лентах, лучшие и заметные места для публикаций компаний, преимущественные возможности для комментариев от экспертов рекламодателя, интервью и обзоры продукции и услуг и так далее. Прочное рекламно-информационное партнерство сопровождается режимом благоприятствования, вплоть до «блоков» на негативные новости о рекламодателе.
Хорошая нативная реклама как раз отличается от «размещалова» тем, что открыто позиционирует рекламодателя и подчеркивает, что материал сделан совместно с брендом или благодаря ему. При этом материал гармонично вписывается в формат издания и отвечает запросам и интересам аудитории. Причем, материал может иметь игровую механику: теста, опроса, викторины. Таким образом, в выигрыше все три стороны: аудитория получает качественный контент, издание – деньги рекламодателя и лояльность аудитории, рекламодатель – часть лояльности аудитории и внимание к себе.
По нативной рекламе
21 мая издание Meduza провела в Москве большую конференцию с участием уважаемых зарубежных изданий (The New York Times, Quartz, Buzzfeed) и лучших российских практиков (sports.ru, Look at Media, ИД Комитет). Есть надежда, что это мероприятие поможет участникам рынка медиа лучше разобраться в понятии и реалиях качественной нативной рекламы.
Хорошей альтернативой серым схемам или малопонятным форматам может служить модель «медиа+сервис». Когда издание само предоставляет информационные, справочные, навигационные и прочие услуги людям напрямую или вместе с партнером. В этом формате площадка может брать оплату напрямую (например, продавая аналитику, как РБК), получать процент за транзакцию или «лид» – контакт или заявку клиента.
Также вполне возможна модель существования за счёт спонсоров, меценатов или фондов. Яркие примеры – просветительский проект
«Арзамас» или
«Открытый университет».
Помимо моделей монетизации, существуют разные модели продаж рекламы и форм сотрудничества. Идеально, если внутри издания существует сильный рекламный отдел, отдел продаж или даже рекламно-креативное агентство. Если этих компетенций мало или нет вовсе – придется отдать продажи на откуп специализированным агентствам и партнерам. Если не удается самому распродать рекламный инвентарь, то нередко подключаются к рекламным сетям: баннерообменным, контекстным (Яндекс.Директ, Google AdSense),
RTB-платформам.