Информационная логистика: сервисы-посредники в работе журналиста

pressfeed

Сегодня в центре нашего внимания будет специфический вид онлайн-сервисов: сервисы-посредники. На самом деле ничего принципиально нового в самих сервисах нет. Подобная механика давно и с удовольствием используется рекрутерами и соискателями, арендаторами и арендодателями, риэлторами, продавцами и покупателями жилья и так далее. Потому что на самом деле — это логика интернет-магазина, онлайн-биржи.  Сравнительно недавно еще два российских проекта (да здравствует импортозамещение!) занялись «информационной логистикой». Старейшим проектом Рунета, осваивающим эту поляну, вероятно, можно считать Press-Release.Ru (в 2002 году).

Илья Стечкин, независимый медиаисследователь

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №02/2015


Итак, как это работает: берем две заинтересованные друг в друге стороны (например, журналисты и ньюзмейкеры), между ними устанавливаем удобный интерфейс взаимодействия, добавляем разработчику качественную экспертизу в области media relations и получаем проект, внешне напоминающий коктейль. Кажется, все просто. Но, как обычно, дьявол в деталях.

Pressfeed.Ru

С этой точки зрения интересна судьба http://pressfeed.ru/. У его создателя — Константина Бочарского (ИД «Коммерсант») — отличная экспертиза в области непростых взаимоотношений СМИ и бизнеса (журнал «Секрет фирмы»). Автор проекта, по сути, признается в том, что делал инструмент для себя. Именно это, кстати, позволяет надеяться, что сервис ждет долгая, успешная, пусть и непростая жизнь. Обычно, инструменты созданные для себя, успешно входят на рынок, так как их создатели незабывают внимательно проработать детали, важные пользователям. Вспомним долгожителя Рунета — http://www.lib.ru/. Этот проект начинался как личная библиотека Максима Мошкова (в 1994 году!). А сегодня едва ли найдется русскоязычный пользователь Сети, который ни разу не бывал на этом сайте. Кстати, общая простота (если не сказать примитивность) внешного вида Pressfeed также роднит сервис с легендарной библиотекой.

Однако, в отличие от Lib.Ru, сайт неплохо локализован под мобильный браузер (тестировал на Safari). Смотрится простовато, но при беглом знакомстве кажется функциональным. Хотя, конечно, в виде приложения был бы удобнее (тем более, что претендует на статус регулярно используемого рабочего инструмента).  Также можно предположить, что соответствующий плагин для Facebook (на манер Pruffi, но не рекрутинге, а в media relations) мог бы существенно расширить возможности инструмента.

Что может помешать сервису развиваться, так это многократно подчеркнутое создателем отсутствие  коммерческой составляющей.

Интерфейс Pressfeed интуитивно понятен, правила — разумны, а условия использования гуманны (может быть даже слишком). Остается только пожелать проекту счастливого плавания.

Да, самое главное: «чужие здесь не ходят». Для того, чтобы зарегистрироваться на сайте, журналист должен официально сотрудничать с каким-либо СМИ. А материалы, уходящие в рассылку, премодерируются.

Smipe.Me

Прямым конкурентом Pressfeed стоит считать стартап 2014 года — сервис Smipe.Me из Казахстана. По внешнему виду проект выигрывает у непритязательного междусобойчика им. Бочарского. Однако для работы с мобильными устройствами не приспособлен, хотя предполагает работу в режиме управления редакционным процессом. Как сегодня, в эпоху тотальной «мобилизации» медиапроизводства, можно обойтись без адаптированной соответствующим образом версии или без приложения — загадка. Тем более удивительна такая непредусмотрительность с учетом опыта разработчика — компании TRIO. Впрочем, может быть, к моменту окончания периода beta-тестирования, мобильная версия появится: все-таки она недвусмыслено анонсирована на главной странице.

В отличие от четкого и понятного, узко функционального Pressfeed’а, Smipe претендует на статус универсального рабочего инструмента для редакционного менеджмента, журналиста-фрилансера, блогера, эксперта, пиарщика. И в этом видится угроза светлому будущему проекта. Сайт, безусловно, разрабатывался как коммерческий проект. Само по себе — это хорошо. Выше уже сказано, что отсутствие финансовой заинтересованности создателя — одна из главных уязвимостей Pressfeed. Но в случае со Smipe не хватает, собственно, понимания потребностей игроков медиарынка, не хватает акцентов на конкретные, специальные задачи. И эта много направленность, к сожалению, может сыграть с проектом злую шутку, превратив его в иллюстрацию к известной басне про лебедя, рака и щуку.

Тем не менее будет приятно ошибиться в оценках. Подождем полноценного релиза и посмотрим, появится ли площадка, способная учесть интересы пиарщиков и журналистов. И, главное, кто будет платить за это трогательное единение. На момент написания обзора информация о стоимости услуг была недоступна. А это — очень существенное обстоятельство.

* * *

В целом: есть ощущение, что Pressfeed может стать инструментом для профессиональных журналистов и экспертов. Легкость вхождения в профессиональное сообщество ему гаранртирует репутация создателя.

Что касается Smipe, то перспективы его не ясны. С одной стороны он играет на поле сильнейшего http://freelance.ru/, с другой — база контактов без синхронизации с мобильным устройством смотрится не убедительно и внешне напоминает форумы начала 2000-х; говорить что-то про инструменты управления редакционным процессом пока рано, потому что этот функционал в настоящий момент не реализован. Однако, судя по портфолио компании-разработчика, можно предположить, что с использвоанием административного ресурса база контактов будет наполнена и, вероятно, будет вызывать интерес у специалистов по связям с общественностью на локальном рынке.

Читайте также: Дроны в журналистике. Редакциям пора подумать о штатных местах для пилотов

Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы получать последние новости и краткие переводы лучших зарубежных статей о журналистике и новых медиа:

https://www.facebook.com/mdtlbx

https://twitter.com/mdtlbx