Переживая визуальную революцию

Документальный интерактивный фильм Prison Valley задает новую планку качества и проработки в жанре вебдоков
Документальный интерактивный фильм Prison Valley задает новую планку качества и проработки в жанре вебдоков

Фотожурналист Сергей Карпов запустил проект mediacrowd.org, на котором собирает лучшие образцы документальных и интерактивных фото- и видеопроектов, а также публикует практические руководства по работе с цифровыми инструментами для создания контента. Специально для нас Сергей написал колонку о том, почему современным фотографам становится жизненно необходимо осваивать средства новых медиа и какую визуальную революцию мы переживаем прямо сейчас.

Текст: Сергей Карпов, фотограф, основатель проекта Mediacrowd.org

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №07/2014

Обострение конкуренции с любителями

В современном мире время всё больше сжимается. Мир становится быстрее, причём характерно это не только и не столько в отношении физических параметров классической механики. Гораздо важнее и глубже ускорение невербальное, происходящее в сознании людей.

Крушение Советского Союза, де-факто исчезновение биполярного мира привели не только к изменению общественно-политических сфер жизни глобального общества. Во многом это привело и к смене социокультурной парадигмы, которую наиболее ярко можно наблюдать на территории бывшего СССР. Процессы, происходившие в течение первых двух десятилетий на территории бывшего Сюза, стали катализатором появления совершенно новой культурной повестки.

И журналистика безусловно является ее частью. Более того, она становится превалирующей формой культурного взаимодействия между членами нашего общества. Только ленивый (или чрезмерно боящийся слежки) не завёл себе аккаунт в ЖЖ, вконтакте, Facebook и других соцсетях или блог-платформах. Люди стали коммуницировать друг с другом с помощью самого разного контента, будь это фотография, видео, инфографика или смешная gif-анимация.

В этих условиях труд журналиста девальвируется, если он использует традиционные способы коммуникации. Интернет дал возможность простому человеку ощущать себя журналистом в тот момент, когда он выгружает в инстаграм, твиттер, фейсбук и т.д. сообщение о том, свидетелем чего он стал.

Все это приводит к тому, что профессиональные журналисты вынуждены адаптироваться к современным условиям культурной коммуникации, изобретая (или осваивая) новые методы повествования и взаимодействия с читателем, зрителем, пользователем.

Три визуальных революции

В области визуальной журналистики этот процесс наглядно можно проследить на примере развития фотожурналистики в первом десятилетии XXI века. Производители визуального контента (фотографы, видеографы, документалисты, кинематографисты и т.д.) адаптируются к современности уже третий раз за это короткое время. Сперва это была цифровая революция — переход от плёнки к цифровым фото- и видеокамерам. Этот процесс сопровождался развитием новой техники до такого уровня, который позволял одному человеку стать мультиспециалистом: делать фотографии, писать заметки, снимать видео и т.д. В этих условиях некоторые издания стали отказываться от некоторых штатных единиц в пользу таких мультиспециалистов, тем самым сокращая свои расходы. Другие стали проводить обучение персонала, чтобы привить им новые навыки. Это подстегнуло и свободных журналистов (фрилансеров) к освоению новых, уникальных методов общения со зрителем.

Фотограф и создатель mediacrowd.org Сергей Карпов считает, что современный журналист должен изобретать новые способы взаимодействия со своей аудиторией
Фотограф и создатель mediacrowd.org Сергей Карпов считает, что современный журналист должен изобретать новые способы взаимодействия с аудиторией

Вторым эволюционным сдвигом в визуальной журналистике стала мультимедиа. “Мультимедиа — (лат. Multum + Medium — много средств) — одновременное использование различных форм представления информации и её обработки в едином объекте-контейнере. Например, в одном объекте может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также возможность интерактивного взаимодействия с ней.” — такое определение мультимедиа даёт Ольга Шустрова в книге “Пространство медиа искусства”, и оно звучит весьма академично.

Но вы спросите, чем мультимедиа отличается от кинематографа, мультипликации или обыкновенного веб-сайта? Отвечу: ничем. Самый простой веб-сайт, любой видео продукт, и даже чтение вслух напечатанного текста является формой мультимедиа. Слишком широкое понятие для того, чтобы сужать его только до визуальной составляющей.

Тем временем, современные визуальные журналисты стали осваивать новый жанр, который я предлагаю называть “документальный клип”. Это линейный способ визуального повествования, в котором авторы используют различные медиа: фотографию, видео, текст, звук, инфографику, анимацию, графический дизайн и т.д., — при этом находясь на пересечении таких форм искусства, как документальное кино, реклама, музыкальный клип, видео-арт.

Работа для онлайна предполагает короткий хронометраж документальных клипов — до 7 минут. Если вы проанализируете, сколько времени вы тратите на просмотр/изучение одной страницы в сети, вы увидите, что время идёт на секунды. То есть из-за обилия информации авторы вынуждены делать такой продукт, который в течение первых 15 секунд заинтересует зрителя, в течение остального времени будет подогревать его интерес. За эти 3-5 минут, помимо фактической информации, авторы документальных клипов стараются передать зрителю эмоциональный, атмосферный заряд, который является важной частью современного медиа-контента. На помощь такому повествованию как раз и приходит рекламно-клиповая эстетика, которая также позволяет не выбиваться из жестких временных рамок.

Работая над таким продуктом, журналист может справиться и в одиночку, но часто, для получения более впечатляющего результата, он обращается к другим специалистам (звукорежиссёр, монтажёр, дизайнер и тд.), создает креативную команду.

Третью адаптацию к изменившейся медиа-среде мы проходим прямо сейчас, когда вместо линейного повествования авторы и редакции всё чаще используют нелинейное или интерактивное пространство (для примера можно посмотреть визуальные проекты Prison Valley или Fort McMoney). Интерактивность сейчас — новый инструмент, позволяющий рассказывать сложные истории, делая зрителя участником процесса повествования.

Документальный мультимедийный проект Fort McMoney стирает грань между документалистикой и видеоигрой
Документальный мультимедийный проект Fort McMoney стирает грань между документалистикой и видеоигрой

Интерактивность как фактор выживания

Традиционными лидерами в области создания впечатляющего визуального контента являются Франция, Канада и США. В них интерактивность уже давно взята на вооружение кинематографистами, телевизионщиками и журналистами. В последнее время и на российском медиа-рынке наметилась тенденция к освоению новых форм коммуникации со зрителем и читателем. Большие редакции, вроде ИТАР-ТАССа, Коммерсанта, Комсомольской Правды, старого состава Ленты.ру, стали всё чаще производить интерактивные продукты, которые в России называют спец-проектами. В качестве примера можно привести проект “900 дней жизни”, созданный командой ИТАР-ТАСС к годовщине снятия блокады Ленинграда в этом году; проект “Сталин. Проводы”, созданный “Московскими Новостями” о том, как хоронили Сталина; первый русский веб-документальный проект, созданный полностью отечественными производителями “Норильск”, который спродюссировал Алексей Пивоваров, журналист и соавтор проектов “Срок” и “Реальность”.

Современным СМИ, журналистам-фрилансерам и вообще любым производителям контента приходится становиться все более увлекательными, интерактивными, нескучными. Уже недостаточно просто писать тексты или просто фотографировать. Пользователь хочет получить новый опыт, не отходя от своего компьютера. Борьба производителя за внимание пользователя может быть выиграна в том числе путём вовлечения его в процесс, создания условий игры и взаимодействия в рамках документального. Строго говоря, это уже не совсем журналистика в чистом виде, скорее это документальное моделирование мира. Возможно это и есть очередная, четвёртая эволюционная стадия визуальной журналистики.