Форум «Медиа будущего»-2014: как это было

Future Media Forum28 ноября состоялся 4-й международный форум «Медиа будущего». Мероприятие проходило в том же месте, но под новыми вывесками: комплекс зданий бывших «РИА-новостей» теперь занимает МИА «Россия Сегодня».  

Текст и фото: Максим Корнев, доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики, Институт массмедиа РГГУ 

Материал опубликован в журнале «Журналист» №1/2015


Оформление самого форума и концепция не сильно изменились по сравнению с прошлым годом, разве что среди выступавших стало больше докладчиков с про-государственной позицией, а в зале поубавилось слушателей. По-прежнему в центре внимания были актуальные тенденции в развитии глобальной медиаиндустрии, будущее журналистики в общем и новые технологии в работе редакций в частности.

Первая сессия. Ключевые медиа тенденции

После недолгих вступительных речей, форум открыл Джон Берн-Мердок, журналист данных (data-journalist) из Financial Times. Он начал с рассказа об интерактивной новостной панели (Interactive data journalism) в их издании и определил свою специализацию как «специалист-универсал». Цель работы его подразделения – находить новые пути вовлечения аудитории и привлечение новых читателей. Эта работа строится на использовании больших массивов информации, анализе статистики и визуализации данных.

В неделю в его подразделении создается больше 150 единиц инфографики, которые рассказывают истории в различных форматах: рисунки, карты, чарты, таймлайны, калькуляторы и так далее. Меньше всего времени и ресурсов (требуемых навыков) занимает создание анимированных карт.

При таких темпах работы каждый день приходится искать новые подходы, развивать способность решать срочные задачи. Для этого активно применяется использование шаблонирования решений и обмен опытом внутри команды. Очень важно создавать коллаборативный эффект внутри редакции, чтобы разные сотрудники взаимодействовали и учились новому. Таким образом, развивается навык быстро учиться делать то, что еще вчера было незнакомо.

Читатель всегда в центре внимания: нужно идти навстречу ожиданиям, делать анализ и визуализацию, которые соответствует его интеллектуальным запросам, но при этом не слишком упрощены. Читателю должно быть понятно, даже если в материале используются сложные математические подходы.

IMG_7373
Джон Берн-Мердок из Financial Times рассказал о журналистике данных

Метриками успеха работы с данными, по мнению Мердока, служат вполне стандартные показатели: новые регистрации на сайте, количество просмотренных страниц и длительность сессий. Параллельно мониторятся соцсети, в том числе экспертная критика.

Важно, что при визуализации получается качественно новая информация, а не только воспроизведение имеющихся данных. Работа с данными также дает достоверность и надежность информации, позволяет быть более точным в оценках и избегать фактических ошибок.

На мой вопрос о трех ключевых трендах в развитии медиа Джон ответил, что это, конечно же, развитие мобильных платформ, технологий упаковки и доставки новостей, а также сближение технологических платформ и медийных форматов (американское онлайн-СМИ Buzzfeed как яркий пример).

Следующий спикер вещал по телемосту. Дэвид Кон, журналист и предприниматель, исполнительный продюсер AJ+ и создатель ресурса Circa развивал свой ключевой тезис: технологические компаниии — это медийные компании.

Это означает, что все современные успешные интернет-компании сочетают в себе технологический и медийный компоненты. Reddit, Facebook, Twitter, Netflix – все это технологические компании, работающие на медийном поле или включающие в себя медийные форматы. То есть эти компании не только работают с большими аудиториями, но и позволяют формировать новостную повестку дня.

Технологические компании научились мыслить как медиа гораздо лучше, чем медиа как технологические платформы, считает Кон. И в интересах медиа исправить этот перекос, иначе они могут потерять влияние на традиционном для себя поле, куда активно идут технологические компании. Не стоит забывать тезис Маршала Маклюэна «medium is the message»: технологическая платформа определяет производимый информационный продукт. И если платформа справляется с медийными задачами лучше самих медиа, то они теряют аудиторию. В пример можно привести твиттер, который прекрасно подходит под оперативный новостной формат и многие используют его как инструмент получения и сбора быстрых новостей.

Второй важный для Дэвида вопрос – это развитие мобильных платформ и происходящие в связи с ним тектонические изменения в медиапотреблении. Мобильный гаджет – это очень интимная вещь, которую вы вряд ли спокойно отдадите в чужие руки. Это то, что вы первым делом смотрите с утра и с чем ложитесь спать. Мобайл – это совершено новая возможность организации пространства для аудитории.

При этом мобильная среда своеобразна и даже капризна. Популярные мобильные игры не переносятся на настольные компьютеры, поскольку это другой темпоритм и механика взаимодействия (пример – игры серии Angry Birds). Или Instagram изменил представления о фото, породил свои жанры (селфи) и форматы (квадратное фото, коллажи, использование фильтров). Но это всё не переносится на стационарные компьютеры. Неслучайно Instagram как приложение не существует для настольных систем – он принципиально мобилен.

Те же принципы справедливы и для новостей, которые на мобильных платформах не могут оставаться нагромождением текста, картинок и данных. Новостные материалы нужно воспринимать как большие контейнеры, состоящие из небольших самостоятельных элементов контента. Здесь Дэвид, по сути, раскрывает философию своего проекта Circa.

Вместо написания статьи – давать читателю отдельные идеи, моменты, элементы (фото, факт, цифра). Такие элементы представляют собой самодостаточные единицы информации. Потом отдельные факты собираются в новостные каналы (feeds) и эти ветки (threads) в дальнейшем удобно отслеживать. Таким образом, отдельные атомы и элементы создают в реальном времени тематический поток, интенсивность которого и состав элементов можно настроить под запросы каждого пользователя.

Такой «атомарный» подход отличается от традиционного взгляда на новости. Когда новость организована в формате статьи, нужно провести много работы, чтобы разыскать небольшой нужный вам элемент. Атомарная структура, напротив, не позволяет рассказывать истории в привычном понимании, в едином большом материале (лонгриде). Но можно создавать историю «здесь и сейчас» яркими небольшими блоками: это не 600 слов сразу, а по сто слов 6 дней подряд. Таким образом, новость развивается во времени, информация свежая и актуальная, а картина в сознании пользователя выходит живее и полнее.

Такой способ подачи позволяет собирать эти самостоятельные единицы (units) информации в разные более сложные «молекулы»: истории-лонгриды, таймлайны, карты, графики и прочее. Можно презентовать данные в разных форматах, поскольку они являются хорошо комбинируемыми элементами. Кроме того, подача информации порциями и сегментами – это крайне удобный формат как для автоматизированных систем, так и для аналитиков данных.

IMG_7375

Третьим и последним докладчиком в секции стала Вероника Крашенинникова, руководитель Центра исследований и международной журналистики МИА «Россия сегодня». Она говорила про важность подачи данных в журналистике и аналитические форматы. Выступление, скорее, напоминало отчет о работе возглавляемого ей центра, а некоторые тезисы и упоминаемые работники СМИ вызывали нервные смешки в зале.

Презентация полностью доступна для скачивания и самостоятельного просмотра. Из тезисов, пожалуй, ключевой для современной аналитической журналистики, и в особенности для расследовательской, следующий: очень важны баланс между технологиями и содержанием, способность журналиста сложное объяснять просто, собственная позиция и личностные качества. В персональной беседе Крашенинникова подчеркнула, что современная журналистика испытывает влияние политической ситуации и нужно также учитывать этот параметр.

Вторая сессия. Технологии, которые меняют медиа 

Второй блок выступлений начала Фелан Лиззи, шеф-редактор видеоагентства Ruptly (проект телеканала Russia Today). Центральной темой стала «журналистика дронов», её возможности в плане рассказывания историй и практика применения летающих камер.

Дроны меняют возможности представления видеоинформации, добавляя ещё одно измерение и точку съёмки – с воздуха, сверху вниз, в масштабе. Например, с помощью дронов можно более качественно освещать массовые мероприятия, стихийные бедствия или масштабные изменения.

В условиях нарастающей проблемы дефицита внимания у зрителей, журналистика дронов дает свежий взгляд, непривычный ракурс, возможность показать целостную картинку.

Журналистика дронов – это новая форма сторителлинга и передачи фактов. Истории рассказываются под углом и с таким охватом, который был невозможен прежде. В том числе и благодаря удешевлению и широкой доступности дронов с предустановленными цифровыми камерами. А благодаря соцмедиа можно это делать в режиме «здесь и сейчас».

Эту же тему поддержал коллега Фелан Лиззи по Ruptly Чакан Ахмет. Как старший технический специалист по телевещанию, он наглядно продемонстрировал возможности летающих дронов, запустив один в зал.

Команда из RUPTLY запустила дрона прямо во время форума
Команда из RUPTLY запустила дрона прямо во время форума

Тезисы спикера касались вопросов будущего и рисков таких видеоформатов. Да, дроны в новостях – это компактно, недорого, мобильно, оперативно. Но вместе с очевидными плюсами существуют также опасности шпионства, подглядывания, вторжения в личную жизнь. Как регулировать такого рода правовые и этические вопросы – пока во многом неясно. Регулирование этой сферы только начинается и зачастую правительства пока не знают, что со всем этим делать. Мир пока только учится жить с летающими дронами.

В будущем сфера будет четко регулироваться. Ведь дрон летает над головами, управляется дистанционно (возможно даже, скрытно) и буквально может представлять опасность. Показателен недавний случай с рождественским дроном в ресторане, который покалечил посетительницу.

Следующей выступила специалист по цифровым медиа и редактор BBC World TV Инга Тордар.

Она представила большой и содержательный доклад на тему будущего видеоформатов.

Сначала она озвучила текущие тенденции: онлайн видео растет ежемесячно, растут и развиваются онлайн-платформы, много новых роликов и еще больше их просмотров. Но этот рост мало затрагивает просмотры новостей, для которых экран настольного компьютера до сих пор является основным.

Чтобы преодолеть эти застойные явления, BBC ведет комплексную работу по разным направлениям. Это развитие технического оснащения:  цифровые наборы для репортеров,которые достаточно качественно передают картинку и звук (в том числе, «на лету»); использование дронов и летающих камер. С другой стороны, развиваются актуальные подходы: мобильное мышление и социальная активность.

BBС много экспериментируют с видеоформатами, которые стремятся делать короткими и понятными, яркими и насыщенными за счет спецэффектов и инфографики. В вещательной корпорации очень серьезно подходят к развитию собственного канала на YouTube, анализу и выделению актуальных видео (BBC Trending ), а также дистрибуции коротких видео в Instagram.

Использование данных в видео – это отдельное направление, которому уделяют пристальное внимание. Кроме того, крайне важно изучать и понимать привычки телесмотрения аудитории.

На мой вопрос о перспективных технологиях Инга Тордар ответила, что в BBC с интересом смотрят на возможности видео в формате «360 градусов», а также высоко оценивают потенциал платформ и шлемов виртуальной реальности, в частности, Oculus Rift. Что касается носимых устройств, вроде умных очков и часов, то пока не очень ясны как их технологические, так и прикладные перспективы. В подходах к организации контента в BBC также разделяют взгляды основателя Circa Дэвида Кона о том, что контент стремится к атомизации и должен представлять элементарные частицы, которые волей редактора или самого пользователя выстраиваются в более сложные форматы и сложносочиненные конструкции.

Следом выступил представитель партнера Форума – менеджер по работе с социальными сетями компании Tableau Software Энди Котгриф. Его выступление представляло собой в большей степени демонстрацию возможностей вышеупомянутой платформы по визуализации данных. Такие платформы призваны помогать издателям быстро и качественно доносить свои идеи, а пользователям – разбираться в темах и понимать сложный материал.

Энди Котгриф
Энди Котгриф, TABLEAU

«Визуализация данных как ключ к пониманию новостей» – так называлась презентация. Котгриф выделил несколько причин, почему стоит превращать цифры в наглядные примеры: это захватывает воображение, иллюстрирует тенденции, позволяет сравнивать, приближено к потребностям и проблемам пользователя, а также позволяет общаться. В итоге люди лучше запоминают ваши истории, вовлекаются в в активное обсуждение и проводят на ваших сайтах больше времени.

Завершил второй блок выступлений генеральный директор компании SPB TV AG Кирилл Филиппов. Он говорил о новых технологиях и трендах потребления телевизионного контента.

В том числе, развеял миф, что интернет и другие формы потребления визуального контента убивают телесмотрение. Линейное телевидение (кабельное и эфирное) не вытесняется на периферию: по данным Discovery Networks, 98,5% людей используют этот канал информации.

По словам Филиппова, идет отток интереса к IPTV, домашним 3D-форматам и даже к SMART TV (телевизорам с подключением к интернету). Поскольку рынок постепенно насытился и пик модной популярности уже пройден (возможно, даже снижается). У всех его участников есть проблемы с привыканием потребителя и удобством использования.

Еще одна важная проблема – стремительные изменения в соотношении операционных систем для мобильных платформ. Сюда же добавляется слабое понимание форматов платформ и вытекающих из этого форматов медиапотребления. Праймтайм на разных платформах разный: смартфон, планшет, десктоп, SMART TV – везде своя специфика. Что и когда подавать на какие устройства – это нужно внимательно изучать вещателям.

При этом OTT-технологии вещания через интернет (over the top, когда видеосигнал поступает на приставку или любое другое устройство без прямого контакта с оператором связи) напротив имеют все шансы развиваться дальше. Это тип распространения, дающий при этом широкие возможности: дешевость, интерактивность, возможности таргетирования рекламы. Каналы на ОТТ-платформах могут больше с точки зрения ограничений по законам (например, закона о рекламе)

Третья сессия. Медиа сервисы нового поколения

Начал разговор основатель проекта Mediametrics Герман Клименко, который рассказал про новостную активность в Рунете.

Он постулировал, что агрегаторам не очень хорошо живется в Рунете. Приходится или превращаться в отвязную рекламную площадку (в качестве примера он назвал проект Marketgid) или уходить с рынка.

В ходе собственных экспериментов со статистикой еще в рамках проекта Liveinternet команда Клименко пришла к выводу, что люди сами отбирают интересные им новости и делятся ими в соцсетях. Так появился Mediametrics.

Герман Клименко о Mediametrics
Герман Клименко о Mediametrics

Этот ресурс работает по простой схеме: автоматически составляет рейтинг популярных публикаций, исходя из количества ссылок в соцсетях. Ориентация на трафик из соцсетей дает гарантию некоторой достоверности (с поправкой на проблему ботов). Также в Медиаметрикс нет главного редактора и изнурительного фактчекинга, что несомненно удешевляет издательский процесс.

На вопросы о принципах работы и ручной модерации создатель сервиса ответил довольно честно: да, такая модерация есть. Более того, есть некоторый стоп-лист (примерно из 6 ресурсов), издания из которого никогда не попадут в индексацию Медиаметрикса.

Сейчас Медиаметрикс входит в топ 40 российских СМИ. И у господина Клименко есть уверенность, что в течение полугода он войдет в топ-10.

Потом микрофон взял руководитель департамента Кибернетики платформы SocialDataHub Артур Хачуян. Он красочно и воодушевленно рассказал об инсайтах по аналитике в социальных медиа. И всё его выступление было построено вокруг ответа на вопрос «Каким будет медиа-сервис будущего?».

Артур Хачуян, SocialDataHub
Артур Хачуян, SocialDataHub

Если вкратце, этот сервис должен быть чем-то похож на проект Wolfram Alfa: вы в свободной форме задаете вопросы и получаете на них структурированные и релевантные ответы. Система не только отвечает на вопрос, но строит красивую визуализацию. А по итогам делает выводы, которые, в идеале, должны мотивировать пользователя на некое действие.

Медиасервис будущего обязательно нарушит моральные и этические нормы – личное пространство в Интернете перестанет существовать. Это отдельный вызов, который предстоит преодолеть интеллектуальным системам будущего.

Предпоследним выступал Дмитрий Пашутин, директор по медиа исследованиям и стратегической аналитике онлайн-кинотеатра ivi.ru.

Он рассказал о нелегком пути видеоформата от телеэкранов до потокового вещания через интернет. Ключевой тезис: надо внимательно следить за технологиями и событиями на своем и смежных рынках.

Современные онлайн-кинотеатры вместе со всеми другими площадками конкурируют за внимание аудитории. Преимущество онлайн-видеосервисов в том, что они помогают создать персональный канал для каждого зрителя.

Растет число точек входа, то есть устройств, с помощью которых потребляется видеоконтент. Ключевыми факторами при выборе устройства становится величина экрана и удобство потребления.

Интересны такие, например, наблюдения:

- Контекст потребления: SMART TV совпадает с обычным телевизором (большой экран)

- Жанровые предпочтения от устройства к устройству не меняются (например, если человек любит комедии, то он будет смотреть их везде)

- Чем больше экран, тем дольше на нем смотрят

– Короткое, «снековое» видео смотрят чаще с утра, длинное  – вечером.

– У видеосервиса всегда прайм-тайм

– Поиск по сериалам часто складывается в кластеры (НТВ, СТС, ТНТ и т.п.)

– Усложняется модель потребления по всем категориям: UGC, ТВ-контент, профессиональный контент.

– На ivi.ru таргетинг для всех и каждого: двигаются к персонализации. Есть разные рейтинги контента — кому-то предлагаются «Сваты», а другим – «Теория большого взрыва». По музыке такая же ситуация: в зависимости от предпочтений, у разных пользователей в топе могут быть как Григорий Лепс, так и Мадонна.

Под закрытие форума выступил управляющий партнер Palitrum Lab Хачатур Арушанов.

Его доклад «Практические кейсы альянса СМИ и соцмедиа» был полон примеров и графиков.

Ключевые же тезисы можно свести к одному из слайдов, где пояснялось, что можно и нужно получать от социальных медиа. Это масштабирование и оперативное получение информации от очевидцев с места событий. Возможности раннего выявления новых информационных трендов и слом старых. А также проведение тематических бесконтактных исследований.

Соцмедиа дают уникальные возможности по оценке резонансности публикаций и авторитетности изданий. Индикаторами в данном случае выступают авторитетность источника, уровень интереса к теме аудитории и тональность материалов (негатив-позитив).

Читайте также: Медиастартап NewsUp: кому нужен аудиодайджест газет?

Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы получать последние новости и краткие переводы лучших зарубежных статей о журналистике и новых медиа:

https://www.facebook.com/mdtlbx

https://twitter.com/mdtlbx